Судебный акт
Оспаривание решения Совета депутатов
Документ от 07.08.2019, опубликован на сайте 12.08.2019 под номером 82521, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-194/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

7 августа 2019 года                                                                                    город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Радищевского района Ульяновской области о признании недействующим в части решения Совета депутатов МО «Радищевский район» от       21 декабря 2016 г. № 56/470 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

21 декабря 2016 г. Советом депутатов муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области принято решение № 56/470 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области» (далее по тексту – Положение).

Прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня вступления в силу указанного Положения, ссылаясь на то, что оно  не соответствует положениям Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Ульяновской области от 9 ноября 2010 г. № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области», поскольку не предусматривает порядок индексации муниципальной пенсии за выслугу лет муниципальных служащих МО «Радищевский район», чем нарушает права муниципальных служащих на пенсионное обеспечение.

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданским и арбитражном процессе прокуратуры Ульяновской области         Федечко Ф.И. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Совета депутатов МО «Радищевский район», заинтересованного лица администрации МО «Радищевский район» Аполосова Т.А.  полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснив, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов  муниципального образования. Бюджет муниципального образования ограничен, представительный орган с учетом бюджетных возможностей вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия выплаты пенсии муниципальным служащим.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Решением Совета депутатов МО «Радищевский район» от 21 декабря 2016 г.    № 56/470 утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области».

Решение Совета депутатов от 21 декабря 2016 г. № 56/470 официально опубликовано в информационном бюллетене МО «Радищевский район» - «Радищевский вестник» 22 декабря 2016 г. № 44.

Согласно статье 30 Устава муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Радищевский район» от 22 ноября 2006 г. № 12/134, Совет депутатов муниципального образования «Радищевский район» состоит из 15 депутатов.

Совет депутатов муниципального образования «Радищевский район» является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности (10 депутатов).

Заседание Совета депутатов муниципального образования «Радищевский район» считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят на заседании Совета депутатов 21 декабря 2016 г. Состав Совета на момент принятия решения состоял из 15 депутатов, на заседании присутствовало 13 депутатов, решение принято единогласно.

Согласно части 1 статьи 11 Устава муниципального образования «Радищевский район», официальным опубликованием муниципального правового акта муниципального образования «Радищевский район» считается первая публикация его полного текста в газете «Восход» или информационном бюллетене «Радищевский вестник».

Таким образом, принятие оспариваемого нормативного правового акта компетентным нормотворческим органом с соблюдением процедуры его принятия и опубликования подтверждается материалами дела. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Давая оценку содержанию оспариваемого Положения в части отсутствия в нем положений, предусматривающих  индексацию муниципальных пенсий за выслугу лет муниципальным служащим МО «Радищевский район», суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (часть 2 статьи 39).

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно статье 72 (пункты «ж», «з», «н» части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» указано, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ).

На территории Ульяновской области действует Закон Ульяновской области от   9 ноября 2010 г. № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области», который определяет условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Ульяновской области, а также порядок назначения и выплаты указанной пенсии.

В соответствии с частью 8 статьи 7 Закона от 9 ноября 2010 г. № 179-ЗО назначенная гражданскому служащему пенсия за выслугу лет при централизованном повышении размеров денежного содержания гражданских служащих индексируется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Ульяновской области, с учетом положений, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона.

Во исполнение приведенной нормы Правительством Ульяновской области       11 ноября 2011 г. принято постановление № 544-П об утверждении Порядка индексации пенсий за выслугу лет государственных гражданских служащих Ульяновской области, которым установлен механизм индексации пенсий за выслугу лет государственных гражданских служащих Ульяновской области.

Между тем, оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права муниципальных служащих МО «Радищевский район», поскольку вообще не предусматривает индексации пенсий за выслугу лет указанной категории граждан.

Как следует из анализа приведенных выше нормативных правовых актов, права и гарантии муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения не могут быть ниже установленных для государственных служащих субъекта.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии в бюджете денежных средств на индексацию пенсий муниципальным служащим не является основанием для снижения уровня их гарантий в области пенсионного обеспечения в сравнении с государственными служащими субъекта.

Вследствие непрерывных инфляционных процессов, происходящих в национальной экономике, применение индексации является необходимым элементом правового регулирования направленного на восполнение фактических потерь граждан от снижения установленного законом размера социальной выплаты.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленного административным истцом требования и признания не действующим Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области», утвержденного решением Совета депутатов МО «Радищевский район» от     21 декабря 2016 г. № 56/470, в той части, в которой в нем не предусмотрен порядок индексации муниципальной пенсии за выслугу лет муниципальных служащих          МО «Радищевский район» Ульяновской области.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении норм, несоответствующих законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд находит, что они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ суд считает необходимым возложить на Совет депутатов МО «Радищевский район» Ульяновской области обязанность внести изменения в оспариваемый нормативный правовой акт, дополнив его положениями, устанавливающими порядок индексации муниципальной пенсии за выслугу лет муниципальных служащих МО «Радищевский район» Ульяновской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – информационном бюллетене «Радищевский вестник».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление прокурора Радищевского района Ульяновской области о признании не действующим в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области», утвержденное решением Совета депутатов МО «Радищевский район» от     21 декабря 2016 г. № 56/470, в той части, в которой в нем не предусмотрен порядок индексации муниципальной пенсии за выслугу лет муниципальных служащих          МО «Радищевский район» Ульяновской области.

Возложить на Совет депутатов МО «Радищевский район» Ульяновской области обязанность дополнить Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области», утвержденное решением Совета депутатов МО «Радищевский район» от 21 декабря 2016 г. № 56/470, положениями, устанавливающими порядок индексации муниципальной пенсии за выслугу лет муниципальных служащих МО «Радищевский район» Ульяновской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина