Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 23.07.2019, опубликован на сайте 06.08.2019 под номером 82412, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                     Дело № 33-2901/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       23 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 апреля 2019 года, по которому постановлено:

Иск прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах Морозова С.А. удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Морозова Сергея Андреевича, ***.***.*** года рождения, медицинскими препаратами «A***», «M***» (с*** р***) в соответствии с рецептами серии *** № ***, ***, ***, ***.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области возместить Морозову Сергею Андреевичу денежные средства в размере 4451 рубль, затраченные на приобретение лекарственного препарата.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинские препараты, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата.

В обоснование требований указал, что в Морозов С.А. является и*** в*** группы, ему установлен диагноз «я*** к***, л*** п***, т*** т*** и др.», в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача. 22.01.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА Морозову С.А. выписаны рецепты серии *** №№ ***, ***, ***, а также 21.02.2019 выписаны рецепты серии *** №№***, ***, *** на получение лекарственных препаратов «A***», «M***» (с*** р***) и «M***» (т*** п*** д***). Указанные лекарственные препараты включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р. При обращении в аптечные учреждения АО «УльяновскФармация», расположенные на территории г.Димитровграда, осуществляющие льготный отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в выдаче было отказано по причине их отсутствия в наличии. Морозов С.А. самостоятельно приобрел препарат «M***» за собственные денежные средства на сумму 4451 руб.

Просил обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов Морозову С.А. на лекарственные препараты «A***», «M***» в соответствии с медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Морозова С.А. лекарственными препаратами в соответствии с рецептами; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Морозова С.А. денежные средства в размере 4451 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата «M***».

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, привлечено АО «УльяновскФармация».

Определением суда от 22.04.2019 производство по делу в части исковых требований прокурора г.Димитровграда Ульяновской области к ФГБУЗ КБ 172 ФМБА России о понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственный препарат прекращено в связи с отказом от иска и принятием его судом.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другим лекарственным препаратом. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Морозов С.А., ***.***.***г.р., является и*** *** группы в связи с имеющимся заболеванием «я*** к***, л*** п***, т*** т***», имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

22.01.2019 и 21.02.2019 лечащим врачом Морозову С.А. были выписаны льготные рецепты серии *** №№ ***, ***, ***, а также рецепты серии *** №№*** *** *** на получение лекарственных препаратов «A***», «M***» (с*** р***) и «M***» (т*** п*** д***).

Однако, Морозов С.А. не был обеспечен вышеуказанными лекарственными препаратами по названным льготным рецептам в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Поскольку в обеспечении необходимыми для лечения лекарственными препаратами истцу было отказано, Морозов С.А. вынужден был приобрести лекарственный препарат «M***» на сумму 4451 руб. за счет собственных средств. Расходы подтверждены товарными и кассовыми чеками.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Морозова С.А. лекарственными препаратами и взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Право на льготное лекарственное обеспечение истца ответчиками не оспаривается.

Поскольку в обеспечении необходимым для лечения лекарственным препаратом истцу было отказано, Морозов С.А. вынужден был приобретать его за собственные денежные средства. Учитывая, что расходы на приобретение лекарственного препарата «M***» истцом в марте 2019 года за личные денежные средства подтверждены документально, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных правовых норм обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере 4451 рубль. Размер указанных расходов ответчиком не оспаривался.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Морозова С.А. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение), которое действовало на момент разрешения спора.

Согласно п. 1.1 Положения, которое действовало на момент рассмотрения спора, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Морозов С.А.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Несостоятельными являются и доводы жалобы об отсутствии оснований для обеспечения истца спорными лекарственными препаратами в виду возможного изменения медицинских показаний, а также истечения срока годности рецепта, поскольку из материалов дела следует, что медикаментозная терапия назначена истцу в связи с наличием имеющегося у него заболевания «я*** к***».

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: