Судебный акт
Выписать рецепты
Документ от 30.07.2019, опубликован на сайте 13.08.2019 под номером 82409, 2-я гражданская, о признании незаконными бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                      Дело № 33-2942/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       30 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Маркеловой Елены Михайловны к Государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» по невыписыванию Маркеловой Елене Михайловне бесплатных рецептов на ***  4 шт. в сутки.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» выписывать Маркеловой Елене Михайловне бесплатные рецепты на *** 4 шт. в сутки.

В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области отказать. 

Решение суда в части возложения обязанности выписывать рецепты обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Засвияжского  района города Ульяновска, действуя в интересах Маркеловой Е.М., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Центральная  клиническая медико-санитарная  часть имени  заслуженного врача  России В.А.Егорова» о возложении обязанности выписывать рецепты и обеспечивать изделиями медицинского назначения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой по обращению инвалида *** группы Маркеловой Е.М., проведена проверка по вопросу лекарственного обеспечения, в ходе которой установлено следующее.   Маркелова Е.М. наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» с диагнозом: «***». В связи с заболеванием истица нуждается в ежедневном 4-хразовом ***, в связи с чем лечащим врачом Маркеловой Е.М. выписываются бесплатные рецепты на ***. Однако при этом лечащим врачом ЛПУ при назначении  лечения нарушаются обязательные для исполнения требования порядка оказания медицинской помощи и стандарта медицинской помощи, а именно рецепты на *** выписываются Маркеловой Е.М. в меньшем количестве, чем она нуждается, по 50 шт. в месяц. Проведенной в связи с этим 29.10.2018 Филиалом ООО *** экспертизой качества оказания истице медицинской помощи установлено, что Маркелова Е.М. должна проводить *** не менее 4-х раз в день. Таким образом, в месяц потребность в *** для Маркеловой Е.М. составляет не менее 120 штук. Ответчик ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» с выводами врача-эксперта согласился, что усматривается из актов экспертизы качества, однако права истицы лечащим врачом продолжают нарушаться, рецепты выписываются лишь на 50 *** в месяц.

Просил признать незаконным бездействие ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова», выразившееся в невыписывании Маркеловой Е.М. бесплатных рецептов на *** в соответствии с ее нуждаемостью и на основе стандарта первичной медико-санитарной помощи больным ***, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 №751н, - в количестве 4 шт. в сутки; обязать ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова» выписывать Маркеловой Елене Михайловне бесплатные рецепты на *** в соответствии с ее нуждаемостью и на основе стандарта первичной медико-санитарной помощи больным с ***, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 № 751 н, - в количестве 4 шт. в сутки; признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Маркеловой Елены Михайловны бесплатно *** в соответствии с ее нуждаемостью и на основе стандарта первичной медико-санитарной помощи больным ***, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 № 751н, - в количестве 4 шт. в сутки; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Маркелову Елену Михайловну *** в соответствии с ее нуждаемостью и на основе стандарта первичной медико-санитарной помощи больным ***, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 № 751 н, - в количестве 4 шт. в сутки. Также просил обратить решение к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку указанное средство диагностики является для больных *** жизненно необходимым.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», Озеров Г.Н., Головина Л.А.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе ГУЗ «Центральная  клиническая медико-санитарная  часть имени  заслуженного врача  России В.А.Егорова» просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о нуждаемости Маркеловой Е.М. в *** не менее 4-х раз в день несостоятелен, не может быть положен в основу оспариваемого судебного акта. Так же отмечает, что стандарт медицинской помощи больным *** в настоящее время не утверждён, обеспечение ***  не прописано (ранее в стандарте медицинской помощи для граждан с данным диагнозом, обеспечение спорными медицинскими изделиями было предусмотрено в количестве 730 штук в год).

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Маркелова Е.М. наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» с диагнозом: «***». В связи с данным заболеванием истица нуждается в ежедневном 4-х разовом ***.

Нуждаемость Маркеловой Е.М. в *** в количестве 4 шт. в сутки установлена вступившими в законную силу решениями Засвияжского районного суда города  Ульяновска от 25.12.2017, Ленинского районного суда города  Ульяновска от 06.12.2018.

А также проведенной 29.10.2018 Филиалом ООО *** экспертизой качества оказания истцу медицинской помощи установлено, что истица должна проводить *** не менее 4-х раз в день.

Согласно представленных выписок из амбулаторной карты  Меркеловой Е,М. следует, что ей лечащим врачом рекомендован *** 5 раз в сутки.

Таким образом,  потребность Маркеловой Е.М.  в ***  составляет 120 шт. в месяц.

Однако, как было установлено судом,  лечащим врачом Маркеловой Е.М. выписываются бесплатные рецепты на *** в количестве 50 шт. в месяц, что значительно, более чем в два раза, ниже потребности.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» *** включен в перечень социально значимых заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, куда  включено и заболевание истца.

В соответствии со ст.70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4). Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

В силу п.2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 №785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п.1.11 Инструкции и приложении №1 к Инструкции.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Дав верную правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности и правильно применив закон, подлежащий применению, суд обоснованно пришел к выводу о нарушении прав истицы в части получения медицинской помощи в полном объеме. Так, при  нуждаемости Маркеловой Е.М.  в проведении  *** не менее 4 раз ежедневно и регулярном посещении в указанный период лечащего врача, рецепты на бесплатное получение *** в необходимом количестве ей не выписывались.

Исходя из вышеизложенного суд, правомерно пришел к выводу о незаконности бездействия ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова г. Ульяновска» в части не выдачи  Маркеловой Е.М. рецептов на бесплатное получение *** исходя из ее нуждаемости 4 шт. в сутки, возложив на ответчика обязанность выписывать Маркеловой Е.М.  рецепты на бесплатное получение *** в соответствии с ее медицинскими показаниями исходя из количества 4 шт. в сутки.

Доводы апелляционной жалобы  ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова г. Ульяновска» сводятся к иной оценке доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врача (п. 6.2).

Тот факт, что истица нуждается и имеет право на бесплатное получение *** сторонами не оспаривается. Более того, лечащим врачом истице ежемесячно выписываются рецепты на бесплатное получение *** в количестве 50 штук.

Однако, принимая во внимание  представленные доказательства – выписки из амбулаторной карты Маркеловой Е.М., заключение проведенной 29.10.2018 Филиалом ООО *** экспертизы качества оказания истице медицинской помощи, а также вступившие в законную силу судебные решения по искам прокурора в интересах Маркеловой Е.М.  к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «ЦК СМЧ  имени заслуженного врача России Егорова В.А.» о возмещении расходов на приобретение ***, возложении обязанности  выписать  рецепты на бесплатное получение ***, имеющие преюдициальное значение, подтверждают нуждаемость  истицы в *** в количестве не менее 4 шт. в день.

Доказательств того, что  истица не нуждается в *** менее чем 4 раза в день, а соответственно ей достаточно по ее медицинским показаниям 50 шт. ***, ответчиком суду не представлено.    

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова»– без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: