Дело № 4А - 314/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск
23 июля 2019 г.
Заместитель
председателя Ульяновского областного суда Л.В. Болбина, рассмотрев жалобу
Акулининой Анны Александровны, действующей в защиту интересов общества с
ограниченной ответственностью «Управляющая компания Союз», на вступившие в
законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского
судебного района г. Ульяновска от 15 марта 2019 года и решение судьи Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 25 апреля 2019 года, вынесенные в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Союз» по делу об
административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
постановлением
мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Ульяновска
от 15 марта 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Управляющая
компания Союз» (далее – ООО «УК Союз») привлечено к административной
ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнуто административному
наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 25 апреля 2019 года постановление мирового
судьи было оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в
Ульяновский областной суд, Акулинина А.А., действующая в защиту интересов ООО
«УК Союз», не соглашается с вынесенными по делу судебными постановлениями,
просит их отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в
действиях (бездействии) ООО «УК Союз» состава правонарушения.
В обоснование жалобы
указано, что предыдущими судебными инстанциями не установлено, что некая
конструкция, которая выведена в чердачное помещение является дымовентиляционным
каналом и должна иметь оголовок, а также относиться к общему имуществу
многоквартирного дома.
По мнению автора
жалобы над квартирой № *** дома № 33/2 по ул. Карла Маркса г. Ульяновска вообще
отсутствует дымовентиляционные и вентиляционные каналы.
Также в жалобе
указано, что жильцами некоторых квартир указанного дома, в том числе квартиры №
***, самовольно произведено подключение газовых колонок.
Не соглашается с
выводами предыдущих судебных инстанций о том, что поскольку возведение дымовентиляционных и вентиляционных каналов и
их вывод в атмосферу проектной
документацией при проведении капитального ремонта Фондом модернизации
Жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области не предусмотрено,
следовательно, ООО «УК Союз» должно было самостоятельно привести в надлежащее
состояние дымовентиляционные и вентиляционные каналы.
По мнению автора
жалобы в сложившейся ситуации усматривается вина регионального оператора, а не
ООО «УК Союз».
Также ссылается на
малозначительность правонарушения.
В возражении на
жалобу прокурор Ленинского района г. Ульяновска полагает, что жалоба является
необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Дело об
административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд,
законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном
правонарушении проверена.
В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по
жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об
административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб,
протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и
возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив материалы
дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, обсудив доводы
возражения на жалобу, прихожу к следующему.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального
закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов
деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными
домами подлежит лицензированию.
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлена
административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности
по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу частей 1, 2
ст. 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных
видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные
требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах
деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с
ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на
обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования,
предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Положение о
лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными
домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28
октября 2014 года № 1110 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с п.
3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, помимо
требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, являются
следующие требования:
а) соблюдение
требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
б) исполнение
обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2
ст. 162 ЖК РФ;
в) соблюдение
требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ;
г) соблюдение
требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 ЖК РФ.
В силу ч. 2.3 ст.
161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она
несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за
оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее
содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно
соответствовать требованиям технических регламентов и установленных
Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от
уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать
требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил
предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 2 ст.
162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона
(управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников
помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату
обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению
многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему
содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные
услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом
доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления
многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подп. «а», «б» п. 3
Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами ЖК РФ к числу
лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в
соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил содержания общего
имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 13 августа 2006 года № 491, Правил пользования газом в части обеспечения
безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного
газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года № 410 (далее -
Правила пользования газом), Правил и норм технической эксплуатации жилищного
фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170.
Материалами дела
установлено, что в ходе прокурорской проверки в период с 23 января 2019 года по
4 февраля 2019 года в деятельности ООО «УК Союз» (лицензия № *** от 26 октября 2017 года)
выявлены нарушения при управлении многоквартирным домом № 33/2 по ул. Карла
Маркса г.Ульяновска, выразившиеся в ненадлежащем содержании общего имущества в
указанном многоквартирном доме, а именно: дымовентиляционные и вентиляционные
каналы в зоне расположения квартиры № *** выведены в чердачное помещение,
оголовки дымовентиляционных и вентиляционных каналов не выведены в атмосферу,
чем нарушены требования п.п. «а», «б» п. 3, 13 Положения о лицензировании
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года №1100; п.
11, п. 12 Правил пользования газом, утвержденных Постановлением Правительства
РФ от 14 мая 2013 года № 410; п. 10 раздела 2 Правил содержания общего
имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 13 августа 2006 г. № 491; ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162, ст. 193 Жилищного
кодекса РФ; п. 2.1.1, п. 5.5.6, п.5.5.12
Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, (л.д. 2-9, том 1).
По данному факту
прокурором Ленинского района г. Ульяновска 4 февраля 2019 года в отношении ООО
«УК Союз» возбуждено производство по делу об административном правонарушении,
предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (л.д. 2-9, том 1).
Факт нарушения ООО «УК Союз» лицензионных
требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирным домом № 33/2 по ул. Карла Маркса г. Ульяновска, наличия в его
действиях (бездействии) состава административного правонарушения,
предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью
исследованных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ доказательств,
отвечающих требованиям об их достоверности, достаточности и допустимости.
Таким образом, деяние, совершенное ООО «УК
Союз», не исполнившим надлежащим образом свои обязанности по соблюдению
лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению
многоквартирными домами, правильно квалифицировано по ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ, с
учетом установленных обстоятельств, требований названного Кодекса и
лицензионного законодательства.
Административное
наказание назначено ООО «УК Союз» с
применением положений ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального
размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3
КоАП РФ.
Утверждения автора
жалобы о том, что над квартирой № *** дома № 33/2 по ул. Карла Маркса г.
Ульяновска вообще отсутствует дымовентиляционные и вентиляционные каналы и что
жильцами указанной квартиры самовольно произведено подключение газовых колонок,
несостоятельны и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, в материалах
дела имеется техническая документация на указанный многоквартирный дом, расположенный
по адресу: г. Ульяновск ул. Карла Маркса, д. 33/2, согласно которой указанный
дом был газифицирован с установкой в квартирах газо-водонагревательного
оборудования (л.д. 113, 157 – 159, том 1).
При этом согласно
акта от 7 января 1977 года в газифицированной и оборудованной газовой колонкой
квартире № *** имелись дымоходы, которые отвечали техническим требованиям (л.д.
160, том 1).
Также следует
отметить, что наличие дымовентиляционных и вентиляционных каналов, которые
вместе с тем, не отвечают техническим требованиям, не опровергалось ранее и
самой управляющей компанией.
Так, согласно ответу
на письмо, адресованное прокурору Ленинского района г. Ульяновска от 23 января
2019 года, главный инженер ООО «УК Союз» Николашин Д.А. сообщает, что в ходе
обследования 4 декабря 2018 года дымовентиляционных и вентиляционных каналов в
квартире № *** дома № 33/2 по ул. Карла Маркса г. Ульяновска выявлена слабая
тяга – скорость потока воздуха 0,1 м/сек, а в ходе обследования 8 декабря 2018
года обнаружено, что вентиляционные и дымовентиляционные каналы квартир №№ ***
выведены в чердачное помещение, а оголовки вентиляционных и дымовентиляционных
каналов не выведены через кровлю здания (л.д. 14-15, том 1).
С учетом
вышеизложенного судьи предыдущих судебных инстанций пришли к правильному выводу
о наличии в действиях (бездействии) ООО «УК Союз» состава вменяемого
правонарушения.
То обстоятельство,
что жильцы указанного дома собственными силами пытаются привести в пригодное
состояние дымовентиляционные и вентиляционные каналы лишь подтверждает полное
отсутствие со стороны управляющей копании какого-либо контроля за качеством
предоставляемых услуг, за соблюдением норм, стандартов и условий их
предоставления.
При этом работы по
содержанию и обслуживанию многоквартирного жилого дома, направленные на
поддержание этого дома в надлежащем эксплуатационном состоянии, в том числе и
работы по надлежащему содержанию дымовентиляционных и вентиляционных каналов,
не предусматривают возможность отказа от выполнения этих работ и услуг,
поскольку это приводит к нарушению обязательных требований по обеспечению
нормативно установленного уровня содержания общего имущества многоквартирного
жилого дома и обеспечению безопасности при использовании и содержании
внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении
коммунальной услуги по газоснабжению, что недопустимо.
Доводы жалобы о том,
что в сложившееся ситуации имеется вина регионального оператора, поскольку
возведение дымовентиляционных и
вентиляционных каналов и их вывод в атмосферу должны были осуществить при
проведении капитального ремонта Фондом модернизации Жилищно-коммунального
комплекса Ульяновской области (региональным оператором), не могут служить
основанием для удовлетворения рассматриваемой жалобы, поскольку в рамках
данного дела вина иных лиц (кроме ООО «УК Союз») обсуждению не подлежит. Между
тем, как уже отмечалось выше, вина ООО «УК Союз» в ненадлежащем оказании услуг и, соответственно, в нарушении лицензионных
требований, в ходе рассмотрения дела бесспорно установлена.
Доводы жалобы о том,
что совершенное обществом правонарушение является малозначительным, не могут
быть приняты во внимание, так как в соответствии с разъяснением, содержащимся в
п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005
г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным
административным правонарушением является действие или бездействие, хотя
формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с
учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера
вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного
нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая характер и
степень общественной опасности совершенного ООО «УК Союз» правонарушения,
конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания его
малозначительным не усматривается, поскольку невыполнение требований жилищного
законодательства в области управления многоквартирными домами влечет нарушение
прав жильцов многоквартирного дома, свидетельствует об отсутствии контроля за
качеством предоставляемых услуг, за соблюдением норм, стандартов и условий их
предоставления, а ненадлежащее содержание дымовентиляционных и вентиляционных
каналов может повлечь угрозу возникновения чрезвычайных и аварийных ситуаций
при использовании газового оборудования.
Иных юридически
значимых обстоятельств, опровергающих выводы предыдущих судебных инстанций о
виновности ООО «УК Союз» в инкриминируемом правонарушении, в настоящей жалобе
не приведено.
С учетом изложенного
жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л а:
постановление
мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Ульяновска
от 15 марта 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 25 апреля 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной
ответственностью «Управляющая компания Союз» по делу об административном
правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, оставить без
изменения, а жалобу Акулининой Анны Александровны, действующей в защиту
интересов общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Союз»,
– без удовлетворения.
Заместитель
председателя
Ульяновского областного суда Л.В. Болбина