Судебный акт
О внесении изменений в регистрационные действия
Документ от 23.07.2019, опубликован на сайте 02.08.2019 под номером 82265, 2-я гражданская, о признании действий (бездействия) должностного лица незаконными и понуждении внесения изменений в регистрационные данные, в устранении нарушений, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Евдокимова И.В.                                                           Дело № 33а-2810/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    23 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 1 апреля 2019 года, по которому постановлено:

уточненные административные исковые требования Поляковой Зинаиды Алексеевны удовлетворить частично.

Понудить Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области в лице межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области совершить регистрационные действия в отношении автомобиля марки Honda CR-V, 2014 года выпуска, государственный регистрационный знак ***,                                    VIN ***, принадлежащего Поляковой Зинаиде Алексеевне.

В удовлетворении административных исковых требований Поляковой Зинаиды Алексеевны к отделу судебных приставов по г.Димитровграду Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, старшему судебному приставу отдела судебных приставов по г.Димитровграду Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Антохину Сергею Валерьевичу, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г.Димитровграду Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Крыловой Веронике Равильевне о признании бездействия незаконным, понуждении к снятию запрета на регистрационные действия, понуждении к производству регистрационных действий отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя УМВД России по Ульяновской области Суслина Р.К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Поляковой З.А. – Наумовой И.И., представителя УФССП России по Ульяновской области Ивановой С.В., не согласившихся с апелляционной жалобой, полагавших решение суда правильным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Полякова З.А. обратилась в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ОСП по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области, МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области о внесении изменений в регистрационные данные в связи с получением государственного регистрационного знака (ГРЗ) с выдачей свидетельства на транспортное средство (СТС) с внесением изменений в паспорт транспортного средства (ПТС) в отношении автомобиля Honda CR-V, 2014 года выпуска, государственный регистрационный знак ***.

В обоснование административного иска указала, что на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области от 05.07.2016 в отношении указанного автомобиля установлен запрет на регистрационные действия.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.08.2016 наложенный запрет на регистрационные действия снят. 

С целью отмены запрета на регистрационные действия она обращалась в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, представляла имеющееся у нее постановление от 16.08.2016 о снятии запрета на регистрационные действия, однако ей было разъяснено, что действия по снятию запрета должны производить должностные лица ОСП по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области, наложившие ограничения. При этом должностные лица ОСП по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области ссылаются на невозможность повторного направления в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области в электронном виде постановления о снятии запрета в связи с тем, что в исполнительное производство находится в статусе «уничтожено».

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены старший судебный пристав ОСП по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области Антохин С.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области Крылова В.Р., УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области, УМВД России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска к УМВД России по Ульяновской области.

Указывает, что наличие запрета на регистрационные действия является в силу п.3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 №339, основанием, при котором регистрационные действия с транспортным средством не производятся.

Согласно сведениям Федеральной информационной системы Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-М) 05.06.2016 на транспортное средство административного истца сотрудниками службы судебных приставов наложено ограничение в виде запрета на совершение регистрационных действий.

При вынесении решения не учтено, что у оператора ФИС ГИБДД-М и УМВД России по Ульяновской области отсутствует техническая возможность снятия запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных иными органами.

Решение о возложении на УМВД России по Ульяновской области обязанности совершить регистрационные действия в рамках рассмотрения административного дела суд может вынести только в случае установления незаконности действий сотрудников органов внутренних дел.

При вынесении решения судом не дана оценка действиям судебного пристава-исполнителя о возможности корректировки, либо повторного внесения сведений о снятии ограничения в соответствующие информационно-справочные учеты.

Вынесенное решение не способствует устранению нарушенных прав и интересов Поляковой З.А., поскольку повторное обращение повлечет отказ в совершении регистрационных действий по причине наличия в ФИС ГИБДД-М сведений о наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий.

Ссылается на нарушение судом принципа состязательности сторон, поскольку уточненные исковые требования не были направлены в адрес УМВД России по Ульяновской области. 

В возражениях на апелляционную жалобу Полякова З.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции явились представители УМВД России по Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области, Поляковой З.А., другие участники процесса в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По делу установлено, что в ОСП по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области 11.05.2016 было возбуждено исполнительное производство №33652/16/73025-ИП в отношении должника Поляковой З.А. о взыскании штрафа в размере 500 руб. в пользу взыскателя ЦАФАП в ОГИБДД УМВД России по Ульяновской области.

В рамках данного исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.07.2016 наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего Поляковой З.А. автомобиля марки Honda CR-V, государственный регистрационный номер У 858 ВС 73, VIN ***.

Данный запрет внесен в базу ГИБДД.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Димитровграду от 16.08.2016 запрет на регистрационные действия в отношении указанного автомобиля снят и исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа, однако сведения об отмене запрета отсутствуют в Федеральной информационной системе Госавтоинспекции.

Согласно акту от 02.08.2018 №*** исполнительное производство уничтожено в связи с истечением срока хранения.

Полякова З.А. обратилась в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (г.Димитровград) с заявлением №*** о внесении  изменений в регистрационные данные автомобиля Honda CR-V, 2014 года выпуска, VIN ***, государственный регистрационный знак *** в связи с получением государственного регистрационного знака, однако в предоставлении данной государственной услуги ей было отказано по причине наличия ограничения на совершение регистрационных действий, наложенного указанным постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.07.2016.

В связи с тем обстоятельством, что исполнительное производство уничтожено и снять запрет на регистрационные действия в порядке межведомственного электронного взаимодействия не представляется возможным, Полякова З.А. представляла в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (г.Димитровград) постановление судебного пристава-исполнителя о снятии запрета на регистрационные действия на бумажном носителе, однако в совершении указанных регистрационных действий ей было отказано.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел  Российской Федерации (пункт 2).

Согласно п.3 Правил государственной регистрации автомототранспортных  средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 26.06.2018 №399, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации наложены запреты и (или) ограничения на совершение регистрационных действий.

В отношении транспортных средств, на которые судом, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были наложены запреты или ограничения на совершение регистрационных действий, таковые производятся после снятия указанных запретов или ограничений (п.46 Правил).

Совместным приказом Министерства  юстиции России и МВД России от 29.08.2018 №178/565 утвержден Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика.

Указанный Порядок определяет последовательность действий при оказании сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства.

В соответствии с подп.1 п.4 указанного Порядка в целях создания условий для оказания содействия сотрудниками органов внутренних дел Федеральная служба судебных приставов, ее территориальные органы направляют в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Частью 2.1 указанной статьи Федерального закона предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и может быть направлено адресату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи.

Указанный Порядок определяет последовательность действий при оказании сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика (пункт 1).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что в целях оказания содействия ФССП России и МВД России, их территориальные органы организуют обмен информацией в соответствии с Порядком. Обмен информацией, представляемой на бумажном носителе и (или) в электронной форме, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной, телеграфной связи и связи специального назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных. ФССП России и МВД России, их территориальные органы принимают необходимые меры для обеспечения оперативного, полного исполнения запроса и сохранения конфиденциальности получаемой информации.

Предусмотренный подп.1 п.4 Порядок направления ФССП России, ее территориальными органами в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копий постановлений о наложении (снятии) запрета на проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия установлен в соответствии со ст.62 Федерального закона «Об исполнительном производстве» уполномоченными органами: Минюстом России и МВД России.

Положения подп.1 п.4 Порядка, предусматривающие направление постановлений судебного пристава-исполнителя в форме электронного документа, по своему правовому содержанию обеспечивают оперативность взаимодействия, в силу п.2 Порядка не исключают обмен информацией, представляемой на бумажном носителе, в частности, когда по объективным причинам не может быть использована единая система межведомственного электронного взаимодействия.

Принимая во внимание, что наложенный 05.07.2016 запрет на регистрационные действия в отношении принадлежащего Поляковой З.А. автомобиля, снят постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области от 16.08.2016, права административного истца нарушены в связи с несовершением МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской регистрационных действий на основании поданного Поляковой З.А. заявления от 19.03.2019 №38641828, суд правомерно возложил на УМВД России по Ульяновской области обязанность по совершению указанных в её заявлении регистрационных действий в связи с получением государственного регистрационного знака.

Довод УМВД России по Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что вынесенное решение не способствует устранению нарушенных прав и интересов Поляковой З.А., судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку судом разрешены заявленные Поляковой З.А. требования.

Ссылка в жалобе на нарушение прав административного ответчика в связи с ненаправлением в адрес УМВД России по Ульяновской области уточненных исковых требований также не может быть признана состоятельной, поскольку требования были уточнены Поляковой З.А. в рамках первоначально заявленных требований, по которым УМВД России по Ульяновской области изложило свою позицию в суде.

Принятое по делу решение является правильным, основано на объективной оценке представленных в дело доказательств, правильном применении и толковании норм права. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 1 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: