Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 23.07.2019, опубликован на сайте 06.08.2019 под номером 82251, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                                     Дело № 33-3046/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   23 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 апреля 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 24 мая 2019, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора  Чердаклинского района Ульяновской области в интересах З*** А*** М*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить З*** А*** М*** лекарственными препаратами: «***-***», №****** упаковки по рецептам от 27.08.2018 года, от 24.09.2018 года, от 26.10.2018 года, от 27.11.2018 года, от 22.12.2018 года; «И*** ***» дозировкой *** / ***., №*** упаковки по рецепту от 26.10.2018 года; «В*** Т***» №***, *** упаковки по рецептам от 18.01.2018 года, от 19.03.2018 года;а также «и*** о*** д*** ш***-р***» №***, *** упаковки по рецептам от 15.02.2018 года, от 27.07.2018 года, от 27.08.2018 года, от 22.12.2018 года.

Решение в части возложения обязанности обеспечения лекарственными препаратами подлежит немедленному исполнению.  

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, в интересах З*** А.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению законного представителя несовершеннолетнего – З*** А.М., в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства. Как показала проверка, право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами несовершеннолетнего З*** А.М. ответчиком нарушено. Установлено, что З*** А.М., ******.*** года рождения является «и***д***», состоит на учете в ГУЗ «Чердаклинская РБ», с диагнозом с*** д*** *** типа. По медицинским показаниям, лечащим врачом были выписаны следующие лекарственные препараты: «***-***», №*** упаковки по рецептам от 27.08.2018 года, от 24.09.2018 года, от 26.10.2018 года, от 27.11.2018 года, от 22.12.2018 года; «И*** а*** Н***», *** упаковки по рецепту от 26.10.2018 года; «*** Т***» №***, 2 упаковки по рецептам от 18.01.2018 года, от 19.03.2018 года; а также «и*** о*** для ш***-р***», 0,3!% упаковки по рецептам от 15.02.2018 года, от 27.07.2018 года, от 27.08.2018 года, от 22.12.2018 года. При этом по сведениям АО «УльяновскФармация» названным выше лекарственным средством и медицинскими изделиями заявитель по рецептам не обеспечен, в виду их отсутствия. Таким образом, право З*** А.М. на льготное получение  лекарственных средств и изделий медицинского назначения грубо нарушено.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить З*** А.М., ***10!%.*** года рождения,  изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами: «А***», №***, 2 у*** по рецептам от 27.08.2018, от 24.09.2018, от 26.10.2018, от 27.11.2018, от 22.12.2018; «И*** а***» 0,6 упаковки по рецепту от 26.10.2018; «В*** Т***» №***, 2 упаковки по рецептам от 18.01.2018, от 19.03.2018; а также «и*** о*** для ш***р***», *** упаковки по рецептам от 15.02.2018, от 27.07.2018, от 27.08.2018, от 22.12.2018. Просил обратить решение к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку данные лекарственные средства и медицинские изделия являются жизненно важными для З*** А.М.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области   не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, медицинских изделий производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Согласно сведениям лечащего врача ГУЗ «Чердаклинская РБ» 18.01.2018 З*** А.М. были выписаны 2 рецепта №*** и №*** на медицинское изделие – т***-п***. Льготный рецепт №*** был выписан ошибочно (вместо него был выписан рецепт №***). 19.03.2018 З*** А.М. были также выписаны 2 рецепта №*** и №*** на медицинское изделие – т***-п*** Льготный рецепт №*** был также выписан ошибочно (вместо него был выписан рецепт №***). Согласно сведениям  Региональной медицинской  информационной системы по выписанным льготным рецептам от 18.01.2018 (№***) и от 19.03.2018 (№***) на медицинское изделие – т***-п***  З*** А.М. был обслужен. По мнению автора жалобы, необеспечение З*** А.М.  медицинскими изделиями – т***п*** по рецептам от 27.08.2018, 24.09.2018, 26.10.2018, 27.11.2018, 22.12.2018, а также иглами инсулиновыми и лекарственным препаратом «И*** а***» возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контрактов. Министерство не имеет возможности выдать лекарственный препарат и изделия медицинского назначения вследствие истечения срока годности рецептов, указанных в исковом заявлении. Обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Просит учесть, что по данному требованию Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение медицинскими изделиями и лекарственным препаратом З*** А.М. в связи с завершением 2018 финансового года. Добавляет, что Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки указанных медицинских изделий и лекарственного препарата впрок.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области указывает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, З*** А.М., *** о*** 2*** года рождения, является р***-и***, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Чердаклинская РБ» с диагнозом с*** д*** *** типа,  имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, нуждается в обеспечении  т***-п*** для измерения уровня глюкозы в крови, инсулином, и*** о*** для ш***-р***.

27 августа, 24 сентября, 26 октября, 27 ноября, 22 декабря 2018 года  лечащим врачом несовершеннолетнему З*** А.М. были выписаны рецепты на получение медицинских изделий - т***-п*** для измерения уровня глюкозы в крови  А***-Ч*** №*** (л.д.20,21).

26 октября 2018 года выписан рецепт на получение лекарственного препарата –«и*** а***» (л.д.23).

18 января (серия *** №***), 19 марта 2018 года (серия *** №***) выписаны рецепты на получение медицинских изделий т***-п*** для измерения уровня глюкозы в крови   -  «В*** Т*** С***» №*** (л.д.95, 97).

15 февраля, 27 июля, 27 августа, 22 декабря 2018 года выписаны рецепты на получение и*** о*** д*** ш***-р*** *** ***, *** (л.д.22, 96, 98).

Указанными медицинскими изделиями (за исключением медицинских изделий-  «В*** Т*** С***» по рецептам от 18.01.2018, 19.03.2018) и лекарственным препаратом истец обеспечен не был, в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению З*** А.М. изделиями медицинского назначения - т***-п*** для измерения уровня глюкозы в крови  А***-Ч***, и*** о*** д*** ш***-р*** и лекарственным препаратом– и*** а***, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями и лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав ребенка-инвалида на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1.

Согласно приложению № 1 диабет относится к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства для лечения данных заболеваний отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Вопреки доводам жалобы, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения З*** А.М. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, основанным на законе и фактических обстоятельствах дела.

При этом оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить ребенка-и*** указанными изделиями медицинского назначения и лекарственным препаратом по конкретным рецептам врача.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость З*** А.М. в спорных изделиях медицинского назначения и лекарственном препарате –и*** а*** в связи с заболеванием сахарный диабет носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить З*** А.М. изделиями медицинского назначения, лекарственным препаратом по рецептам 2018 года в связи с окончанием 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Между тем решение суда, с учетом исправления описки определением суда от 24.05.2019, в части возложения на Министерство обязанности по обеспечению истца изделиями медицинского назначения т***п*** для измерения уровня глюкозы в крови  – «В*** С***» №*** - *** упаковки по рецептам от 18 января 2018 года и от 19 марта 2018 года нельзя признать законным оно подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

При этом судебная коллегия исходит из следующего. Обращаясь в суд с данным иском, прокурор просил обязать ответчика обеспечить истца изделиями медицинского назначения «В***Т*** С***» по рецептам врача от 18 января 2018 года (серии ***), от 19 марта 2018 года (серии ***

В материалы дела представлены копии рецептов  на получение медицинских изделий «В*** С***»  от 18 января 2018 года (серии *** №***) (л.д.95) и от 19 марта 2018 года (серии *** №***) (л.д.97).

Согласно отчету  о получении лекарственных средств и изделий медицинского назначения З*** А.М. обеспечен указанными изделиями медицинского назначения по рецепту от 18 января 2018 года (серия *** №***) – 15 февраля 2018 года (л.д.25), по рецепту от 19 марта 2018 года (серия *** №***) -29 марта 2018 года (л.д.26).

В отзыве на исковое заявление Министерство здравоохранения Ульяновской области ссылалось на то, что 18 января 2018 года З*** А.М. были выписаны 2 рецепта №*** и №*** на медицинское изделие – т***-п***, рецепт за №*** был выписан ошибочно, кроме того, 19 марта 2018 года З*** А.М. были выписаны 2 рецепта за №*** и №***, рецепт за №*** был выписан ошибочно.

Законные представители несовершеннолетнего не оспаривали тот факт, что ребенок был обеспечен спорными изделиями медицинского назначения по рецептам от 18 января и от 19 марта 2018 года.

При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить З*** А.М. изделиями медицинского назначения «В*** Т*** С***» №***, *** упаковки по рецептам от 18.01.2018, от 19.03.2018 подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе в иске, поскольку медицинскими изделиями по рецептам  от 18.01.2018, 19.03.2018 истец был обеспечен во внесудебном порядке.  В остальной части решение суда  подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба  без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 апреля 2019 года с учетом определения того же суда от 24 мая 2019 года об исправлении описки, отменить в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить З*** А*** М*** изделиями медицинского назначения «В*** Т*** С***» №***, *** упаковки по рецептам от 18.01.2018, от 19.03.2018. Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах З*** А*** М*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения «В*** Т*** С***» №***, *** упаковки по рецептам от 18.01.2018, от 19.03.2018 отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства  здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи