Судебный акт
Социальная выплата на жилье
Документ от 23.07.2019, опубликован на сайте 06.08.2019 под номером 82248, 2-я гражданская, об оспаривании решения органов местного самоуправления, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья    Евдокимова И.В.                                                            Дело № 33-2808/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             23 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Павловой Татьяны Николаевны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 27 марта 2019 года,  по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска Павловой Татьяны Николаевны к Администрации г.Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам Администрации города Димитровграда Ульяновской области, постановления Администрации города Димитровграда Ульяновской области, понуждении к предоставлению социальной выплаты отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Павловой Т.Н., Павловой Л.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Павлова Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации г.Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ»  о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Димитровграда Ульяновской области, постановления Администрации г. Димитровграда, понуждении к предоставлению социальной выплаты.

Исковые требования мотивировала тем, что с 03.09.2003 ее семья  составом четыре человека: ее мать Павлова Лидия Павловна,  отец Павлов Николай Андреевич, ее брат Павлов Александр Николаевич, она – Павлова Татьяна Николаевна,  состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении  жилищных условий, была постановлена в очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. И на момент постановки на учет, и на данный момент ее семья проживает по адресу: г. Д***, ул. З***, *** в жилом помещении общей площадью 48 кв.м., жилой площадью 29,03 кв.м. Также ввиду наличия у нее и*** с д***, она имеет право на дополнительную  жилую площадь. ***.***.*** умер ее брат-и*** д***; с тех пор состав ее семьи составляет три человека – она и ее родители. 

В феврале 2019 она получила выписку из Протокола заседания  комиссии по жилищным вопросам Администрации города от 24.12.2018 №***, утвержденную Постановлением Администрации города от 24.12.2018 №***,  согласно которой ей отказано в предоставлении социальной выплаты, как лицу, имеющему и***, вставшему на учет в органах местного самоуправления  до 01.01.2005, ввиду утраты статуса нуждаемости. Считает указанное решение незаконным, нарушающим ее право, как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, вставшего  на учет  до 01.01.2005, т.к. и*** она имеет с д***. Жилая площадь дома, где проживает она с родителями, составляет 29,03 кв.м, т.е. на каждого члена семьи приходится по 9,7 кв.м., что меньше учетной нормы по Ульяновской области, составляющей 12 кв.м.

Просит признать незаконными решение комиссии  по жилищным вопросам  Администрации города от 24.12.2018 №***  и Постановление Администрации города от 24.12.2018 №***, обязать Администрацию города предоставить социальную выплату.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное  решение.

В апелляционной жалобе Павлова Т.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении её исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что суд не дал оценку доводам, указанным в исковом заявлении и доказательствам представленным истцом. Основанием для получения социальной выплаты является установление истице *** группы и*** по заболеванию дающему право на дополнительную жилую площадь, что подтверждено выпиской  из протокола №*** заседания ВКК №*** и заключением. Ответчик исходил из того, что она не нуждается в социальной выплате так как имеется жилой дом, принадлежащий ее матери Павловой Л.П., общая площадь дома составляет 48 кв.м, соответственно на одного члена семьи приходится 16 кв.м от общей площади, имеющихся жилых помещений, что выше установленной учетной нормы 12 кв.м. При этом ссылка на данные основания относительно дополнительной социальной выплаты по предоставлению дополнительной площади детям-инвалидам не имеет юридического значения. Полагает, что ответчик, принимая решение об отказе в социальной выплате, указал нормы права, которые применяются  при заключении договора социального найма на предоставление жилой площади семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий. По первичным  документам 2003 года при постановке семьи Павловых на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий указана жилая площадь дома 29 кв.м.

В возражениях на апелляционную жалобу МКУ «Управление по реализации социальных программ» просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.   

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Павлова Т.Н. является и*** *** г*** с д***, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, была поставлена до 1 января 2005 года.

Как установлено судом первой инстанции, протоколом заседания  комиссии по жилищным вопросам при администрации г.Димитровграда от 21.08.2003 №***, утвержденным постановлением Главы города от 03.09.2003 №*** было рассмотрено заявление Павловой Л.П. – матери истицы о постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. На тот момент семья Павловых состояла из 4 человек (Павлова Л.П., ее супруг Павлов Н.А., сын Павлов А.Н. (и*** с д***), дочь Павлова Т.Н. (и*** с д***)).

31 марта 2008 года истице была выдана выписка из протокола заседания комиссии ВКК №*** о том, что она имеет право на дополнительную жилую площадь (л.д.8). По пояснениям истицы в суде апелляционной инстанции она имеет заболевание с кодом F71.

В настоящее время указанное заболевание не входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2012 №991.

22 августа 2015 года умер Павлов А.Н. (л.д.23). В настоящее время семья Павловых состоит из трех человек.

Судом установлено, что с момента постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и до настоящего времени семья Павловых проживает в жилом помещении по адресу: г.Д***, ул.З*** д.***, общая площадь которого составляет 48 кв.м, жилая площадь – 29,03 кв.м, на каждого члена семьи приходится по 16 кв.м.

24 декабря 2018 года состоялось заседание комиссии по жилищным вопросам администрации г.Димитровграда, где рассматривался вопрос в отношении Павловой Т.Н. как гражданина имеющего право на получение социальной выплаты на приобретение жилья инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающегося в улучшении жилищных условий, вставшем на учет в органах местного управления до 01.01.2005. Комиссией принято решение об отказе Павловой Т.Н. в предоставлении социальной выплаты, как инвалиду, вставшему на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005, в связи с утратой статуса нуждаемости на данный момент (л.д.6).

Павлова Т.Н., полагая, что имеет право  на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, материальный закон, подлежащий применению, и с учетом фактических обстоятельств дела обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований Павловой Т.Н.

Вывод суда мотивирован, повода не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений» определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность (п. 1).

Утвержденный названным постановлением Правительства Ульяновской области Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее – Порядок от 2 мая 2006 года) определяет условия и правила предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в целях реализации меры социальной поддержки на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В п. 2 Порядка от 2 мая 2006 года определено, что правом на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (далее - социальная выплата) обладают, в том числе инвалиды (п.п. «и»).

Как указано в п. 3 Порядка от 2 мая 2006 года, социальная выплата предоставляется лицам, указанным в «е» - «к» пункта 2 Порядка, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области до 1 января 2005 года.

Согласно п. 4 Порядка социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета.

Социальные выплаты Получателям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат уполномоченным органом, по мере поступления средств из федерального бюджета.

Социальные выплаты предоставляются вне очереди, в том числе получателям, указанным в подпунктах «и» и «к» пункта 2 Порядка, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем (пункт 7 Порядка).

Пунктом 8 Порядка определен перечень документов, которые получатель свидетельства должен представить в уполномоченный орган.

Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно данной норме жилищного законодательства гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Руководствуясь приведенными выше нормами действующего законодательства и, установив, что в собственности Павловой Л.П. – матери истицы Павловой Т.Н. имеется жилой дом №*** по ул. З*** в г.Д***, общей площадью 48 кв.м., в котором зарегистрирована и проживает семья из трех человек, истица является членом семьи собственника, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у истицы с учетом данных обстоятельств права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в связи с утратой Павловой Т.Н. статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Доказательств того, что дом не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, не имеется.

Более того, по сведениям технического паспорта домовладения, составленного на 07.12.2002, кадастрового паспорта от 02.12.2008, в отношении литеров А2, А3,а1,Г1,Г4,Г отсутствуют сведения о регистрации, жилой дом  является объектом  индивидуального жилищного строительства; А3-незавершенное  строительство со степенью готовности -58%. Суд правомерно указал, что право на ввод в эксплуатацию собственником пристройки не утрачено, решение о ее сносе отсутствует.

Ссылка в  апелляционной жалобе на то, что расчет суммы социальной выплаты рассчитывается из средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья и общей площади жилья 18 кв.м на человека, что и является дополнительной площадью, подлежит отклонению. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истица утратила статус нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, а кроме того, они направлены на иную оценку добытых судом доказательств,  с чем судебная коллегия согласиться не может.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 27 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Павловой Татьяны Николаевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: