Судебный акт
Пенсия по случаю потери кормильца
Документ от 25.07.2019, опубликован на сайте 06.08.2019 под номером 82244, 2-я гражданская, о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                                       Дело №33-2889/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   25 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей  Фоминой В.А., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Пироговской  Инны Сергеевны, представляющей интересы Подгорновой Людмилы Александровны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Подгорновой Людмилы Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о признании решения от 18.10.2019 г. незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Подгорновой Л.А., ее представителей Пироговской И.С., Борисова И.Д., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Подгорнова Л.А. обратилась в суд  с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее ГУ-УПФ в Железнодорожном района г.Ульяновска) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца.

Исковые требования мотивировала тем, что 28.01.2019 она обратилась в  ГУ-УПФ в Железнодорожного района г.Ульяновска для назначения пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии со ст. 10 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, на основании того, что является инвалидом с рождения и всю жизнь находилась на иждивении родителей. За оформлением инвалидности после её рождения родители не обращались, в связи с возможностью полного обеспечения её личными средствами. Поэтому ей первично установлена т*** г*** и*** только с 22.11.2001 года. В настоящее время, после смерти родителей- кормильцев, получает пенсию по и*** т*** г*** в размере 8 400 рублей, от которой за вычетом расходов на коммунальные услуги, на другие жизненно необходимые потребности остается около 2000 рублей. Иных доходов, по причине невозможности трудоустройства, в связи с нарушением речи, практически отсутствием слуха и слабым зрением, не имеет. Более того, она испытывает значительные затруднения в обеспечении собственной жизнедеятельности и постоянно вынуждена обращаться к помощи родственников или соседей при решении обычных бытовых вопросов. Решением №*** от 18.02.2019 ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновск ей было отказано в назначении пенсии, на основании того, что документально не подтвержден факт признания инвалидом до достижения возраста 18 лет. Хотя фактически медицинские основания для установления инвалидности, зафиксированы с момента рождения в медицинской карте, установлен диагноз - С*** Г***, и зафиксировано: - у р*** б*** о*** м*** у*** (а*** р*** г*** я***, у*** р***, р*** т*** н***). В акте освидетельствования МСЭ-***         №*** от 22.11.2001, при установлении инвалидности указано: причина инвалидности - и*** с д***. При переосвидетельствовании в 2007 году подтверждена бессрочно т*** группа инвалидности, в справке серия МСЭ - 2006 № *** от 07.11.2007 в графе причина инвалидности указанно - с детства. Считает решение №*** ГУ УПФ РФ по Железнодорожному району г.Ульяновска от 18.02.2019 незаконным.

Истица просила признать решение №*** от 18.02.2019 УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска незаконным; обязать пенсионный орган назначить  социальную пенсию по случаю потери кормильца - отца Подгорнова А.П., с момента обращения в пенсионный орган, 28.01.2019 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Пироговская И.С., представляющая интересы Подгорновой Л.А.,  не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

В обоснование жалобы указывает, что истица является и*** с д***, что подтверждается медицинскими документами и на основании которых ей была установлена и***, таким образом, она являлась и*** до достижения возраста 18 лет. Разрешая спор, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. Выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным Законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Так, положения ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливают круг лиц, имеющих право на страховую пенсию, к которым относятся граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.1), а нетрудоспособные члены семей указанных граждан имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных ст.10 настоящего Федерального закона (ч.2).

В соответствии с ч.1 ст. 10 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Как следует из материалов дела, истец Подгорнова Л.А., *** ф*** *** года рождения, является дочерью  умершего  *** я*** *** года П*** А.П.

На день смерти отца – П*** А.П., истица являлась и*** т*** г*** с причиной и*** – с д*** , не работала.

28 января 2019 года Подгорнова Л.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

Решением ГУ УПФ РФ  в Железнодорожном районе г. Ульяновска от 18 февраля 2019 года Подгорновой А.П. отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» на том основании, что не подтвержден факт признания инвалидом до достижения возраста 18 лет (л.д.7-8).

Не согласившись с данным решением пенсионного органа, Подгорнова Л.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что инвалидность истице установлена  22 октября 2001 года, то есть после достижения  возраста 18 лет, на момент смерти отца она являлась получателем страховой пенсии и ЕДВ, соответственно не находилась на  содержании отца.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права (ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при принятии решения об отказе в удовлетворении требований Подгорновой Л.А. о признании права на  назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца были  неправильно определены обстоятельства, имеющих значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права.

Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца определены в ст.10  Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в соответствии с которыми право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке) (ч.1ст.10).

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (п.1 ч.2 ст.10).

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч.3 ст.10).

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10).

Анализируя доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нахождение Подгорновой Л.А. на иждивении отца в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение.

Судом установлено, что Подгорнова Л.А.  проживала с родителями (отец П*** А.П., мать – П*** Т.Г. – умерла ***.***.***) по адресу: г.У***, ул. В*** *** кв***, зарегистрирована с 29.07.1983. Умерший П*** А.П. до смерти был так же зарегистрирован по указанному адресу.

Государственным учреждением – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области предоставлены сведения о том, что  Подгорнову А.П. при жизни производились выплаты страховой пенсии по старости в размере 16 995 руб. 29 коп.

Подгорнова Л.А. является и*** с д***, что в последствии было подтверждено установлением ей в 2001 году инвалидности *** г***, в 2007 году  бессрочно, степень ограничения способности к трудовой деятельности – первая, причина и*** -  с д***. Истица является получателем страховой пенсии по и*** *** г*** с 22.10.2001, федеральной социальной доплаты с 01.01.2016, единовременной выплаты пенсионерам в размере 5000 руб. в январе 2017 года, ежемесячной денежной выплаты по категории «и*** *** г***)» с 01.11.2005. На момент смерти отца размер пенсии истицы с учетом указанных выплат составлял 7754 руб.57 коп.

Между тем суд, отказывая в удовлетворении названных требований, исходил из того, что Подгорновой Л.А. установлена *** г*** и*** после достижения возраста 18 лет, и она является получателем страховой пенсии и ЕДВ, в связи с чем не может быть признана нетрудоспособной и находящейся на иждивении своего отца.

Судебная коллегия считает, что данные выводы суда первой инстанции  основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии с пп. «а» п.11 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 №958н для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных законом от 28.12.2013 №400-ФЗ, необходимы документы о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (ч.1 ст.10 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Согласно ч.6 ст.10 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пп. «а» п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» от 29.05.2012, при определении наследственных прав в соответствии со ст. ст. 1148 и 1149 ГК РФ необходимо иметь в виду, что к нетрудоспособным в указанных случаях относятся: граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы (вне зависимости от назначения им пенсии по инвалидности).

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» разъяснено, что нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца являются инвалиды I, II или III группы.

Ввиду того, что право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной  ч.1 ст.10  Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в силу приведенного выше правового регулирования имеют члены семьи умершего кормильца, являющиеся на момент его смерти инвалидами I, II или III группы (нетрудоспособными) и находившиеся на его иждивении, а Подгорнова Л.А. на момент смерти ее отца являлась и*** *** г*** с д***, не  осуществляла трудовую деятельность и получала от П*** А.П. помощь, которая была для нее основным источником средств к существованию, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требований является незаконным.

Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения об отказе в удовлетворении требований Подгорновой Л.А. о признании решения пенсионного органа от 18.10.2019 незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потере кормильца.

В силу изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

По общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца 28 января 2019 года, при таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования о возложении на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) обязанности назначить Подгорновой Л.А. страховую пенсию по случаю потери кормильца с 28 января 2019 года.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным  решение об отказе Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 18 февраля 2019 года в назначении Подгорновой Людмиле Александровне страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) назначить Подгорновой Людмиле Александровне страховую пенсию по случаю потери кормильца с 28 января 2019 года.

 

Председательствующий

 

Судьи: