Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 23.07.2019, опубликован на сайте 29.07.2019 под номером 82231, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                                       Дело № 33-3224/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   23 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 апреля 2019 года, с учетом определения того же суда от 11 июня 2019 года об исправлении описки,  по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора  Николаевского района Ульяновской области в интересах Русаковой Тамары Владимировны к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Русакову Тамару Владимировну лекарственным препаратом: «К***» дозировкой *** мг., №***, 1 упаковку по рецепту от 10.01.2019 года.

Решение в части возложения обязанности обеспечения лекарственным препаратом подлежит немедленному исполнению.  

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., мнение  прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Николаевского района Ульяновской области в интересах  Русаковой Т.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки установлено, что Русакова Т.В., ***.****** г*** р*** является инвалидом *** группы и наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Николаевская районная больница» (ГУЗ «Николаевская РБ») с диагнозом: э*** Из информации лечебного учреждения следует, что Русакова Т.В. нуждается в назначенных ей лекарственных препаратах. Так, ей был выписан  лекарственный препарат «К***» дозировкой *** ***., №***, *** упаковка по рецепту от 10.01.2019 года. При этом согласно отчета о выписанных рецептах пациента Русаковой Т.В. из АО «УльяновскФармация» названным выше лекарством заявитель по рецепту не обеспечена. Таким образом, права Русаковой Т.В. на льготное получение данного лекарственного препарата грубо нарушены.

Просит суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Русакову Т.В., ***.***.*** г*** р***, лекарственным препаратом «К***» дозировкой *** мг., №***, *** упаковка по рецепту от 10.01.2019 года. Обратить решение к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку данное лекарственное средство  является жизненно важным для Русаковой Т.В.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, медицинских изделий производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Поясняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение Русаковой Т.В. лекарственным препаратом Министерством осуществляется. По мнению автора жалобы, необеспечение Русаковой Т.В. указанным лекарственным препаратом по рецепту, указанному в исковом заявлении возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. Дополняет, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.    Полагает, что медицинские показания Русаковой Т.В. могут измениться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Николаевского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Русакова Т.В., *** и*** *** года рождения, является и*** *** группы, наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Николаевская районная больница» с диагнозом э***, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, нуждается в обеспечении  лекарственным препаратом «К***».

10 января 2019 года  лечащим врачом Русаковой Т.В. был выписан рецепты на получение лекарственного препарата «К***» дозировкой *** мг., №***, *** упаковка.

Указанным лекарственным препаратом она обеспечена не была, в связи с его отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя  заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Русаковой Т.В. лекарственным препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1.

Согласно приложению № 1 эпилепсия относится к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства для лечения данных заболеваний отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Вопреки доводам жалобы, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Русаковой Т.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.     

При этом оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить Русакову Т.В. по конкретному рецепту врача.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Русаковой Т.В. в спорном лекарственном препарате в связи с заболеванием эпилепсия носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Русакову Т.В.  лекарственным препаратом, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 апреля 2019 года, с учетом определения того же суда от 11 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи