Судебный акт
Обязании включить в общий страховой стаж периоды работы т назначить пенсию
Документ от 23.07.2019, опубликован на сайте 06.08.2019 под номером 82217, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Иванова С.Ю.                                                         Дело № 33-2832/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        23 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Андреева Бориса Алексеевича – Альховской Оксаны Алексеевны на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 6 марта 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении искового заявления Андреева Бориса Алексеевича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный стаж периоды работы  с 1980 года по 1982 год, с 16.08.2008 г. по 16.01.2009 г., назначении досрочной страховой пенсии по списку № 1 с 17.01.2019 г.  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Андреева Б.А. и его представителя Черникова Р.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, полагавших исковые требования подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Андреев Б.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее ГУ УПФ РФ в Засвияжском районе города Ульяновска) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что он имеет страховой стаж 11 лет 9 месяцев, специальный стаж 9 лет 8 месяцев. Андреев Б.А. обратился в ГУ УПФ РФ в Засвияжском районе города Ульяновска с заявлением о включении в специальный стаж следующих периодов работы: с 1980 года по 1982 год – ***, с 16.08.2008  по 16.01.2009  – грузчиком ***.  Истец полагает, что  стаж его  работы позволяет назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с вредными условиями труда, т.е. по Списку № 1.

Просил обязать ответчика включить в специальный стаж следующие периоды работы: с 1980 года по 1982 год, с 16.08.2008  по 16.01.2009 и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с вредными условиями труда по Списку № 1 со дня подачи искового заявления в суд.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Андреева Б.А. – Альховская О.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования Андреева Б.А. в полном объеме. В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам,  изложенным в исковом заявлении. Полагает, то для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости достаточно имеющегося у него специального стажа с вредными условиями труда. При этом, по мнению представителя истца, вывод  суда об отсутствии оснований для включения в страховой стаж истца периода его работы грузчиком у *** необоснован, поскольку  в трудовой книжке истца имеется запись о работе у данного работодателя.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика  ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска, извещенного о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из материалов дела следует, что 17.10.2012  Андреев Б.А., *** года рождения,  обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска  с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.1, п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (по Списку № 1 профессий и должностей, дающих право на досрочную пенсию).

Решением ГУ УПФ РФ в Засвияжском районе города Ульяновска  от 25.12.2012 Андрееву Б.А. отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа 20 лет (имелось всего 11 лет 8 месяцев 24 дня), остальные условия для назначения досрочной пенсии имелись: возраст 51 год, специальный стаж по Списку № 1 – 9 лет 8 мес. 25 дн., при требуемом 9 лет.

При этом, пенсионным органом в общий трудовой (страховой) стаж истца не были включены следующие периоды работы: с 1980 года по 1982 год – работа сварщиком во время отбытия наказания в  ***, с 16.08.2008  по 16.01.2009  – грузчиком ***

Не согласившись с данным решением пенсионного органа, Андреев Б.А. оспорил его в судебном порядке.

Суд, рассмотрев по существу заявленные требования, дав верную оценку представленным доказательствам, правильно применив закон, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходив при этом из следующего.

С 01.01.2015 вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2013            №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в редакции, действовавшей до 01.01.2019).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного - на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Аналогичная норма содержалась в подп. 1 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении ими возраста 50 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет, если они проработали на работах с особо вредными условиями труда постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 10 лет. Если же мужчины проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев и имеют величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, а страховой стаж не менее 25 лет, они имеют право на страховую пенсию по старости по достижении возраста 55 лет. При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда либо особо вредными условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующими списками (Списком № 1 или Списком № 2), при условии, если они заняты в производствах, определенных этими списками. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №  400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-Ф

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец указывает, что с 1980 года по 1982 год отбывал наказание в *** и работал сварщиком, однако документального подтверждения не имеется.

Согласно трудовой книжке на имя Андреева Б.А., следует, что истец с 01.09.1981 по 16.06.1982  обучался в ***, с 23.11.1982  по 13.03.1983   работал термистом на нагревательных печах в ***, уволен в связи с вступившим в законную силу  приговором суда, с 14.09.1988 по 17.02.1998 работал в термическом цехе ***, с 16.08.2008  по 16.01.2009  работал по найму грузчиком у ***., уволен по окончании договора.

Из копии справки № *** от 12.09.2016 *** следует, что Андреев Б.А. обучался в *** по профессии «***, с 05.10.1977  зачислен на основании приказа № *** к от 05.10.1977, отчислен на основании приказа № *** к от 07.06.1980  в связи с приговором ***.

По сведениям ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской республике – Чувашии от 14.02.2019  Андреев Б.А. отбывал наказание в период с 04.12.1986  по 13.06.1987, иными сведениями не располагают.

Согласно сообщению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской республике   от 30.01.2019  лицевые счета осужденных хранятся с 1992 года, в связи с чем не имеют возможности предоставить справку о заработной плате, о трудовом стаже за Андреева Б.А. 1980-1982 годы.  При этом указывают, что время работы осужденных в исправительных учреждениях засчитывается в общий трудовой стаж для начисления им пенсии, начиная с 01.09.1992.

В период с 1980-1982 годы условия труда лиц, лишенных свободы, регулировались исправительно-трудовым законодательством РСФСР.

В силу  ч. 6 ст. 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, действовавшего в спорный период, время работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы в трудовой стаж осужденного не засчитывалось, кроме случаев, специально предусмотренных в законе (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 года, вступивший в силу с 1 апреля 1977 года и утративший силу с 1 июля 1997 года).

12.06.1992  Законом Российской Федерации № 2988-1 «О внесении изменений, дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» внесены изменения в часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, согласно которым время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало засчитываться в общий трудовой стаж.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 12.06.1992  № 2989-1 о порядке введения в действие указанного Закона РФ, принятая этим Законом в новой редакции ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР вступает в силу с 01.09.1992. Обратной силы данная норма не имеет.

В связи с внесением изменения в ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, норма которой соответствует норме ч. 3 ст. 104 Уголовного исполнительного кодекса РФ, действующего в настоящее время, указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 02.11.1992 № 1-94-У была принята Инструкция «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж», в п. 1.1 которой также указано о том, что положение ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР вступает в силу только с 01.09.1992.

Таким образом, время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало учитываться в общий трудовой стаж только с 1 сентября 1992 года.

При этом до внесения указанных изменений, ИТК РСФСР (действовавший в редакции Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.03.1977 г., от 04.03.1983  и от 18.09.1985) в части 6 статьи 38 и части 3 статьи 66 предусматривал, что при условии добросовестной работы и примерного поведения осужденным, отбывшим наказание в колониях-поселениях, суд по совместному ходатайству органа, ведающего исполнением наказания, и наблюдательной комиссии при исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, может включить время их работы в колониях-поселениях в общий трудовой стаж.

Таким образом, до 01 сентября 1992 года законом требовалось наличие соответствующего судебного постановления, выносимого в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Ранее действовавшее законодательство в период работы истца в местах лишения свободы вопрос о включении этого периода в общий трудовой стаж оставляло на усмотрение суда по месту отбывания наказания, в подтверждение этого права истец должен представить соответствующее судебное постановление.

Из изложенного следует, что при отсутствии определения суда, вынесенного в порядке ст. 368 УПК РСФСР, период отбывания осужденным наказания в виде исправительных работ по месту работы до 21.07.1992  не подлежит включению в страховой стаж, и соответственно в специальный. Вместе с тем, доказательств наличия такого определения суда, вынесенного в порядке ст. 368 УПК РСФСР, истцом не представлено, равно как и не представлено документальное подтверждение того, что в оспариваемый период истец осуществлял трудовые функции (работал в качестве сварщика).

В системе обязательного пенсионного страхования  Андреев Б.А. зарегистрирован  08.08.2008.

Периоды работы у индивидуального предпринимателя подтверждаются трудовым договором, зарегистрированным в налоговом органе, а также данными об отчислениях, производимых работодателем за работников, в том числе и в пенсионный фонд.

Поскольку истцом не представлен ни трудовой договор, заключенный  с ИП Алиевым А.И., оформленный в установленном законом порядке, ни документальное подтверждение перечисления страховых взносов в пенсионный орган за спорный период, ни данными индивидуального персонифицированного учета оснований для включения  периода с 16.08.2008 по 16.01.2009 в страховой стаж истца не имеется. 

Суд, верно оценив представленные  по делу доказательства в их совокупности, и правильно применив закон, подлежащий применению, обоснованно  пришел  к выводу об отсутствии правовых оснований для  включения как в общий страховой стаж, так и в  специальный стаж периодов работы с 1980 года по 1982 год, с 16.08.2008  по 16.01.2009.

Поскольку у Андреева Б.А. отсутствует требуемый страховой стаж,  оснований для назначения ему с 17.01.2019 досрочной  страховой пенсии по старости не имеется, соответственно суд правомерно отказал Андрееву Б.А. в удовлетворении  исковых требований в полном объеме. 

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением, основаны на неверном толковании закона и не подтверждены достоверными и допустимыми доказательствами, а потому не являются основанием к отмене судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 6 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Андреева Бориса Алексеевича – Альховской Оксаны Алексеевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: