Судебный акт
Оплата проезда к месту лечения
Документ от 23.07.2019, опубликован на сайте 06.08.2019 под номером 82206, 2-я гражданская, о взыскании расходов на проезд к месту лечения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Писарева Н.В.                                                         Дело № 33-2938/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        23 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Майнского района Ульяновской области в интересах Новиковой Альбины Александровны о признании бездействия незаконным, взыскании расходов на проезд к месту лечения удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Новиковой Альбины Александровны расходы на проезд к месту лечения в размере 4 731 рубль 20 копеек.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Стенькиной А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Новиковой А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Майнскому представительству Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в р.п. Вешкайма о возмещении оплаты проезда к месту лечения.

В обоснование иска указал, что на основании справки МСЭ-2012 № *** от *** августа 2013 года Н*** Р*** С***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом. Согласно выданному Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области направлению Н*** Р.С. для получения медицинской помощи направлялась в медицинское учреждение ФГБУ «Российская детская клиническая больница», дата госпитализации – 9 января 2019 года, где находилась на лечении в отделении *** с 9 января 2019 года по 17 января 2019 года (выписка из истории болезни ФГБУ «Российская детская клиническая больница» № ***).

Для посещения лечебного учреждения по вышеуказанному направлению Новикова А.А. за свой счет приобрела для себя и Н*** Р.С. проездные документы на пассажирский поезд № *** Майна-Москва от ст. Майна до ст. Москва с датой отправления 8 января 2019 года. Стоимость указанных проездных билетов составила в общей сумме 4 731 рубль 20 копеек.

Новикова А.А., действующая в интересах Н*** Р.С., 5 декабря 2019 года обратилась в ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации…», Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения в р.п. Вешкайма с заявлением о выдаче талонов на право безденежного проезда в поезде дальнего следования к месту лечения. 5 декабря 2018 года Новиковой А.А. был выдан талон № *** на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи в медицинское учреждение ФГБУ «Российская детская клиническая больница» в г. Москва по месту следования «Майна-Москва-Майна».  Однако талоны от станции отправления Майна до станции назначения Москва Новиковой А.А., вопреки п. 12 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, не выдавались.

Просил признать незаконным бездействие государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Майнского представительства государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства в г. Ульяновске», областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения в р.п. Вешкайма в части обеспечения талонами на право безденежного проезда от станции отправления Майна до станции назначения Москва Новиковой А.А., взыскать с государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Майнского представительства государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Новиковой А.А. расходы на проезд к месту лечения в сумме 4 731 рубль 20 копеек.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции были неверно применены нормы материального  права, полностью поддерживая пояснения, данные в процессе судебного разбирательства по данному делу. Отмечает, что категории граждан, к которой относится истец, не представлено право выбора транспорта, на котором они будут добираться до места лечения. Так же дополняет, что права истицы не были нарушены, поскольку последняя не получила отказа ГУ – УРО ФСС  от их реализации.

Дело рассмотрено в отсутствии истицы  Новиковой А.А., представителей ответчиков Отделения ОГКУ СЗН Ульяновской области по Майнскому району, ОГКУ социальной защиты населения в р.п. Вешкайма по Майнскому району, ОГКУСО «ЦСА для лиц БОМЖ», Майнского  представительства – ГУ  - Ульяновское региональное отделения Фонда социального страхования РФ, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что дочь истицы - Н*** Р*** С***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до *** 2024 года, была направлена на госпитализацию в ФГБУ «Российская детская клиническая больница» г. Москва, дата госпитализации 9 января 2019 года.

В соответствии с выписным эпикризом из медицинской карты стационарного больного № *** Н*** Р*** находилась с 9 января 2019 года по 17 января 2019 года на лечении в ФГБУ «Российская детская клиническая больница» г. Москва.

Для проезда в лечебное учреждение согласно направлению на госпитализацию Новикова А.А. за свой счет приобрела для себя и дочери проездные документы на пассажирский поезд № *** Майна-Москва от ст. Майна до ст. Москва с датой отправления 8 января 2019 года, общей стоимостью 4 731 рубль 20 копеек.

Обращаясь с настоящим иском, прокурор настаивает на взыскании указанной суммы с ГУ – УРО ФСС РФ.

В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является в том числе нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.

Неправильным применением норм материального права является неприменение закона, подлежащего  применению.

Так, удовлетворяя требования прокурора и взыскивая с  Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ   компенсацию за проезд к месту лечения, исходил только из того, что несовершеннолетняя Н***  Р.С., являясь ребенком-инвалидом, и ее мать Новикова А.А., как лицо ее сопровождающее, имеют право на оплату проезда к месту лечения и обратно. При этом суд не учел установленный законом порядок предоставления данной льготы.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым  является Российская Федерация (статья 7, часть1), гарантируя каждому социальное обеспечения  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), вместе с тем не устанавливает порядок и способы  предоставления тем или иным категориям граждан государственной  социальной помощи.

Из чего следует, что законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении социальных услуг в рамках государственной социальной помощи, в частности, при выборе формы и условий их предоставления.

Правовые и организационные основы  оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора  социальных услуг, закреплены Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

В соответствии с частью 5 статьи 6.3 данного Федерального закона установление порядка предоставления гражданам государственной    социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден  Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту  1.2 Порядка его действие в части получения путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе и на лиц, сопровождающих детей-инвалидов. 

В статьей 6.1 Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора  социальных услуг, в состав которого, согласно пунктов 1.1, 2 части статьи 6.2 Закона, включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии с частью 1 статьи  6.2 Федерального закона при предоставлении социальных услуг дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а  также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего его лица.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, действие  которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.

Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам  путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечение и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при наличии  медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ в том числе междугородным железнодорожным транспортом.

В силу п. 22 Правил № 864 в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с ОАО «Российские железные дороги» и другими  транспортными организациями.

В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина медицинских показаний орган исполнительной  власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о сопровождающем его лице.

Решением Верховного Суда РФ от 30.06.2011 признано, что  установленный п.4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328, порядок, согласно которому обеспечение бесплатным проездом к месту  лечения и обратно осуществляется на основании направления, выдаваемого органом исполнительной  власти субъекта Российской Федерации в сфере  здравоохранения и специальных талонов или именных направлений на право получения бесплатных проездных документов, не противоречит приведенным выше положениям федерального законодательства и не нарушает прав инвалидов и сопровождающих их лиц на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Верховный  Суд РФ  в определении  от 22.08.2016 № 66-КГ16-7 также указал, что компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином – получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления  гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг не предусмотрена.

Таким образом, ни Федеральным законом, ни Правилами не предусмотрена возможность выплаты гражданину – получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно.

Как следует из материалов дела, Новикова А.А. 05.12.2018 приобрела за свой счет проездные билеты на пассажирский поезд № *** Майна-Москва от ст. Майна до ст. Москва с датой отправления 08.01.2019.

В этот же день ею в Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области были получены талоны  № *** на получение специальных талонов на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи в ФГБУ РДКБ г. Москва по маршруту следования: Майна-Москва-Майна с 09.01.2019 по 09.02.2019 на ребенка-инвалида Н*** Р.С. и  сопровождающее лицо Новикову А.А. 

С 01.01.2019  ГУ - УРО ФСС  переданы согласно Соглашения, заключенного между  ГУ _ УРО ФСС РФ и Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  от 19.10.2018 полномочия по предоставлению инвалидам  и отдельным категориям  граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Ульяновской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде  набора социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

03.01.2019 Новикова А.А. обратилась  в ГУ - УРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ей и ее ребенку-инвалиду – Н*** Р.С. бесплатного проезда  на междугородном транспорте только в обратном направлении – Москва-Майна.

ГУ – УРО ФСС РФ решением от 03.01.2019 предоставило истице именные талоны на бесплатный проезд от ст. Москва до ст. Майна железнодорожным транспортом в количестве  2 штук. 

Поскольку, доказательств того, что Новикова А.А., получив 05.12.2018  в Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  талоны  № *** на получение именных талонов на проезд к месту лечения (Майна – Москва),  обращалась с заявлением о выдаче ей именных талонов на бесплатный проезд  к месту лечения  в ГУ -  УРО ФСС РФ и ей в этом было отказано, суду не представлено,    билеты истицей приобретены  самостоятельно за счет собственных средств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований для признания  незаконным бездействия ответчиков, так и взыскания с ответчика соответствующей компенсации не имеется.

При таких обстоятельствах решение Майнского районного   суда  Ульяновской области  от 25.04.2019  подлежит отмене.

Исходя из вышеизложенного, исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области, действующего в  интересах Новиковой А.А., о признании незаконным бездействия ответчиков и  о компенсации расходов на проезд к месту лечения, удовлетворению не подлежат.    

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2019 года  отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Майнского района Ульяновской области, действующего в интересах Новиковой Альбины Александровны, о признании бездействия незаконным, взыскании расходов на проезд к месту лечения отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: