Судебный акт
Отказ в предоставлении земли
Документ от 23.07.2019, опубликован на сайте 06.08.2019 под номером 82197, 2-я гражданская, об оспаривании решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                        Дело № 33а-2865/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                              23 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе         Булатова Романа Олеговича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 марта 2019 года, по которому постановлено:

 

административный иск Булатова Романа Олеговича – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 29.12.2018 в предварительном согласовании предоставления Булатову Роману Олеговичу испрашиваемого земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на п. 4 ст. 39.16 и ст. 36.18 Земельного кодекса РФ.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области повторно рассмотреть заявление Булатова Романа Олеговича от 28.12.2018 о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории без учета оснований отказа со ссылкой на п. 4 ст. 39.16 и ст. 36.18 Земельного кодекса РФ.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Булатова Р.О. – Толстовой Д.В., подержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Булатов Р.О. обратился в суд с административным иском К Агентству государственного имущества Ульяновской области и Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование иска указал, что 28.12.2018 он обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка в кадастровом квартале ***, расположенного в Ульяновской области, в Ульяновском районе, с/т «***», указав цель использования – ведение личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства.

С заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка им была подана схема расположения земельного участка.

Письмом от 21.01.2019 Агентство отказало ему в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на п. 4 ст. 39.16; пп. 1 п. 8 ст. 39.15; ст. 36.18 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, в выданном Агентством госимущества отказе указано, что согласно схемы расположения на кадастровом плане территории, земельный участок расположен в садоводческом товариществе «***», ввиду чего необходимо обратиться в Управление Росреестра по Ульяновской  области с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет с приложением утвержденного проекта организации и застройки территории СТ «***». После постановки земельного участка на кадастровый учет необходимо обратиться в Агентство с приложением: решения общего собрания членом с/т «***» о распределении земельного участка; документа, подтверждающего членство в с/т «***», решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка; документы, удостоверяющие право заявителя на земельный участок.

Считает решение Агентства незаконным, нарушающим его права и законные интересы.

Согласно кадастровой выписки на квартал какие-либо постройки на испрашиваемом им земельном участке отсутствуют. Земельный участок на учет не поставлен, границы его не определены.

На данный момент с/т «***» свою деятельность прекратило и исключено из ЕГРЮЛ с 22.06.2009, что делает невозможным обращение в с/т по какому-либо вопросу относительно испрашиваемого земельного участка

Таким образом, основания отказа, указанные в письме от 29.12.2018 №8598, не соответствуют действительности, что влечёт за собой необоснованность отказа.

В связи с этим истец просил признать незаконным и отменить отказ Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, изложенный в письме от 29.12.2018 №8598; обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить схему, приложенную к заявлению схему расположения земельного участка.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Булатов Р.О. не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении его требований.  Со ссылкой на нормы ЗК РФ указывает на отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления ему земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка. При рассмотрении дела судом не учтено, что с/т «***» прекратило свою деятельность, обратится за сведениями и документами на земельный участок не представляется возможным, кроме этого, Булатов Р.О. никогда не являлся членом с/т «***». Испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте и свободен от прав третьих лиц.

Судом не исследован вопрос возникновения прав на земельные участки у с/т «***», как и вопрос об изъятии земельных участков в связи с прекращением деятельности юридического лица, либо признание таких земельных участков бесхозными.

Просит отменить оспариваемое решение суда в части отказа в удовлетворении его требований.

В судебное заседание не явились Булатов Р.О., представители Агентства государственного имущества Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены решения суда предусмотрены в ст. 310 КАС РФ. В данном случае такие основания отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 28 декабря 2018 года      Булатов Р.О. обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области) с заявлением  о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка в кадастровом квартале ***, расположенного в Ульяновской области, в Ульяновском районе, с/т «***», указав цель использования – ведение личного подсобного хозяйства  в границах населенного пункта, садоводства, дачного  хозяйства. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

29 декабря 2018 года Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области  отказало истцу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, п.п.1 п. 8 ст. 39.15, ст. 36.18 ЗК РФ и отказало в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Булатову Р.О.  рекомендовано обратиться в  Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет с приложением утвержденного проекта организации и застройки территории с/т «***».  После этого, рекомендовано обратиться в Агентство госимуществ а с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду с приложением следующих документов:  решения общего собрания членом с/т «***» о распределении земельного участка;   документа, подтверждающего членство  заявителя в  некоммерческой организации; решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка с/т для садоводства, если это право не  зарегистрировано в ЕГРН (при предоставлении земельного участка в аренду); документы, удостоверяющие  право на испрашиваемый земельный участок, если право на такого  земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при предоставлении земельного участка в собственность).

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения Агентства об отказе истцу в предварительном согласовании предоставления ему испрашиваемого земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на п. 4 ст. 39.16 и ст. 36.18 Земельного кодекса РФ.

Статья 39.18 регламентированы, в том числе, Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства.

Согласно данной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Таким образом, законом четко регламентированы случаи принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В данном случае основания, по которым истцу было отказано в предварительном предоставлении земельного участка, отсутствуют.

В соответствии с  п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. 

Во исполнение указанных положений законодательства суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть заявление Булатова Р.О. от 28 декабря 2018 года о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории без учета оснований отказа со ссылкой на п. 4 ст. 39.16 и ст. 36.18 Земельного кодекса РФ.

Оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований истца о возложении на  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка и утверждении  схемы расположения земельного участка не имеется.

В соответствии ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ приоритетной формой предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является предоставление его на торгах, проводимых в форме аукциона.

В ч. 2 указанной статьи перечислены случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом 15 ч. 2 указанной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления  земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Вместе с тем в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ при отсутствии установленных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган обязан опубликовать в средствах массовой информации, а так же на собственном официальном сайте, извещение о предоставлении участка для указанных целей. Если схема испрашиваемого земельного участка представлена заявителем в электронном виде, то она подлежит обязательному опубликованию в сети Интернет вместе с извещением.

В течение тридцати дней с момента опубликования Извещения заинтересованные граждане вправе подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по приобретению данного земельного участка или заключению договора аренды - пункты 4, 5 ст. 39.18 ЗК РФ.

При отсутствии других заявок от граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств на участие в аукционе, уполномоченный орган обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое одновременно является решением об утверждении представленной схемы земельного участка - пп.2 п.5 ст. 39.18 ЗК РФ. 

На основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованный гражданин заказывает кадастровые работы и ставит земельный участок на кадастровый учет.

Заинтересованный гражданин в течение двух лет с момента принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и после постановки земельного участка на кадастровый учет вправе обратиться с заявлением о предоставлении ему земельного участка.

Уполномоченный орган готовит проект договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, который направляет заинтересованному гражданину.

Если в течение 30 дней с момента опубликования Извещения поступают заявления об участии в аукционе от других граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченный орган обязан отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечить самостоятельно выполнение кадастровых работ и провести торги.

Таким образом, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории может быть принято только после опубликования в средствах массовой информации извещение о предоставлении участка для указанных целей и отсутствии заявок других лиц на предоставлении данного земельного участка.

Поскольку в данном случае извещение о предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка в средствах массовой информации опубликовано не было, оснований для возложения на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области принять решение о предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка и утвердить  схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не имеется.

В данном случае Министерство обязано повторно рассмотреть заявление Булатова Р.О. с соблюдением требований  ст. 39.18 ЗК РФ.

Учитывая, что решение суда первой инстанции соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Булатова Романа Олеговича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: