УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Алексеева
Е.В.
Дело № 33а-2865/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
23 июля 2019 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Полуэктовой С.К.,
судей Трифоновой
Т.П., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Щучкиной К.И.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Булатова Романа Олеговича на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 марта 2019 года, по которому
постановлено:
административный иск Булатова Романа Олеговича – удовлетворить
частично.
Признать незаконным отказ Агентства государственного имущества и
земельных отношений Ульяновской области от 29.12.2018 в предварительном
согласовании предоставления Булатову Роману Олеговичу испрашиваемого земельного
участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом
плане территории со ссылкой на п. 4 ст. 39.16 и ст. 36.18 Земельного кодекса
РФ.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской
области повторно рассмотреть заявление Булатова Романа Олеговича от 28.12.2018
о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного
участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории
без учета оснований отказа со ссылкой на п. 4 ст. 39.16 и ст. 36.18 Земельного
кодекса РФ.
В остальной части административный иск оставить без
удовлетворения.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Булатова Р.О. – Толстовой Д.В.,
подержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Булатов Р.О.
обратился в суд с административным иском К Агентству государственного имущества
Ульяновской области и Министерству строительства и архитектуры Ульяновской
области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании
предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного
участка на кадастровом плане территории.
В обоснование иска
указал, что 28.12.2018 он обратился в Агентство государственного имущества и
земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предварительном
согласовании предоставления на праве аренды земельного участка в кадастровом
квартале ***, расположенного в Ульяновской области, в Ульяновском районе, с/т «***»,
указав цель использования – ведение личного подсобного хозяйства в границах
населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства.
С заявлением о
предварительном согласовании предоставления земельного участка им была подана
схема расположения земельного участка.
Письмом от
21.01.2019 Агентство отказало ему в предварительном согласовании предоставления
земельного участка со ссылкой на п. 4 ст. 39.16; пп. 1 п. 8 ст. 39.15; ст.
36.18 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, в
выданном Агентством госимущества отказе указано, что согласно схемы
расположения на кадастровом плане территории, земельный участок расположен в
садоводческом товариществе «***», ввиду чего необходимо обратиться в Управление
Росреестра по Ульяновской области с
заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет с приложением
утвержденного проекта организации и застройки территории СТ «***». После
постановки земельного участка на кадастровый учет необходимо обратиться в
Агентство с приложением: решения общего собрания членом с/т «***» о
распределении земельного участка; документа, подтверждающего членство в с/т «***»,
решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка; документы,
удостоверяющие право заявителя на земельный участок.
Считает решение
Агентства незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Согласно кадастровой
выписки на квартал какие-либо постройки на испрашиваемом им земельном участке
отсутствуют. Земельный участок на учет не поставлен, границы его не определены.
На данный момент с/т
«***» свою деятельность прекратило и исключено из ЕГРЮЛ с 22.06.2009, что
делает невозможным обращение в с/т по какому-либо вопросу относительно
испрашиваемого земельного участка
Таким образом,
основания отказа, указанные в письме от 29.12.2018 №8598, не соответствуют
действительности, что влечёт за собой необоснованность отказа.
В связи с этим истец
просил признать незаконным и отменить отказ Агентство государственного
имущества и земельных отношений Ульяновской области в предварительном
согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения
земельного участка, изложенный в письме от 29.12.2018 №8598; обязать
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области принять решение о
предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить
схему, приложенную к заявлению схему расположения земельного участка.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Булатов Р.О. не соглашается с решением суда в части отказа в
удовлетворении его требований. Со
ссылкой на нормы ЗК РФ указывает на отсутствие оснований для отказа в
предварительном согласовании предоставления ему земельного участка и
утверждения схемы расположения земельного участка. При рассмотрении дела судом
не учтено, что с/т «***» прекратило свою деятельность, обратится за сведениями
и документами на земельный участок не представляется возможным, кроме этого,
Булатов Р.О. никогда не являлся членом с/т «***». Испрашиваемый земельный
участок не ограничен в обороте и свободен от прав третьих лиц.
Судом не исследован
вопрос возникновения прав на земельные участки у с/т «***», как и вопрос об
изъятии земельных участков в связи с прекращением деятельности юридического
лица, либо признание таких земельных участков бесхозными.
Просит отменить
оспариваемое решение суда в части отказа в удовлетворении его требований.
В судебное заседание
не явились Булатов Р.О., представители Агентства государственного имущества
Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены решения суда предусмотрены в ст. 310 КАС РФ. В
данном случае такие основания отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 28 декабря 2018 года Булатов Р.О. обратился в Агентство
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время
Агентство государственного имущества Ульяновской области) с заявлением о предварительном согласовании предоставления
на праве аренды земельного участка в кадастровом квартале ***, расположенного в
Ульяновской области, в Ульяновском районе, с/т «***», указав цель использования
– ведение личного подсобного хозяйства в
границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства. К заявлению была приложена схема
расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
29 декабря 2018 года
Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской
области отказало истцу в предварительном
согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на п.
4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, п.п.1 п. 8 ст. 39.15, ст. 36.18 ЗК РФ и
отказало в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом
плане территории. Булатову Р.О.
рекомендовано обратиться в
Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о постановке
земельного участка на государственный кадастровый учет с приложением
утвержденного проекта организации и застройки территории с/т «***». После этого, рекомендовано обратиться в
Агентство госимуществ а с заявлением о предоставлении земельного участка в
собственность либо в аренду с приложением следующих документов: решения общего собрания членом с/т «***» о
распределении земельного участка;
документа, подтверждающего членство
заявителя в некоммерческой
организации; решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка
с/т для садоводства, если это право не
зарегистрировано в ЕГРН (при предоставлении земельного участка в
аренду); документы, удостоверяющие право
на испрашиваемый земельный участок, если право на такого земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП
(при предоставлении земельного участка в собственность).
При рассмотрении
дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения
Агентства об отказе истцу в предварительном согласовании предоставления ему
испрашиваемого земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного
участка на кадастровом плане территории со ссылкой на п. 4 ст. 39.16 и ст.
36.18 Земельного кодекса РФ.
Статья 39.18 регламентированы, в том числе, Особенности предоставления
земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения
личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства.
Согласно данной
статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании
предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в
границах населенного пункта, садоводства, уполномоченный орган в срок, не
превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений,
совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о
предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье
- извещение) в порядке, установленном для официального опубликования
(обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского
округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на
официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе
в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе
в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8
статьи 39.15 или статьей 39.16
настоящего Кодекса.
Таким образом,
законом четко регламентированы случаи принятия уполномоченным органом решения
об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В данном случае
основания, по которым истцу было отказано в предварительном предоставлении
земельного участка, отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227
КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения,
действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком
каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений
прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их
осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному
вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения
иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов
административного истца.
Во исполнение указанных положений законодательства суд первой инстанции
обоснованно возложил на Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть заявление Булатова Р.О. от
28 декабря 2018 года о предварительном согласовании предоставления на праве
аренды земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом
плане территории без учета оснований отказа со ссылкой на п. 4 ст. 39.16 и ст.
36.18 Земельного кодекса РФ.
Оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении
требований истца о возложении на Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области обязанности принять решение о предварительном согласовании
предоставления ему земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка не
имеется.
В соответствии ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ приоритетной формой предоставления в
аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, является предоставление его на торгах, проводимых в форме
аукциона.
В ч. 2 указанной статьи перечислены случае предоставления земельного
участка в аренду без проведения торгов.
В соответствии с
подпунктом 15 ч. 2 указанной статьи договор аренды земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без
проведения торгов в случае предоставления
земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в
границах населенного пункта, в соответствии со статьей 39.18
настоящего Кодекса.
Вместе с тем в соответствии со ст. 39.18 ЗК
РФ при отсутствии установленных законом оснований для отказа в предварительном
согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган обязан
опубликовать в средствах массовой информации, а так же на собственном
официальном сайте, извещение о предоставлении участка для указанных целей. Если
схема испрашиваемого земельного участка представлена заявителем в электронном
виде, то она подлежит обязательному опубликованию в сети Интернет вместе с
извещением.
В течение тридцати дней с момента
опубликования Извещения заинтересованные граждане вправе подавать заявления о
намерении участвовать в аукционе по приобретению данного земельного участка или
заключению договора аренды - пункты 4, 5 ст. 39.18 ЗК РФ.
При отсутствии других заявок от граждан и
крестьянских (фермерских) хозяйств на участие в аукционе, уполномоченный орган
обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного
участка, которое одновременно является решением об утверждении представленной
схемы земельного участка - пп.2 п.5 ст. 39.18 ЗК РФ.
На основании решения о предварительном
согласовании предоставления земельного участка заинтересованный гражданин
заказывает кадастровые работы и ставит земельный участок на кадастровый учет.
Заинтересованный гражданин в течение двух лет
с момента принятия решения о предварительном согласовании предоставления
земельного участка и после постановки земельного участка на кадастровый учет
вправе обратиться с заявлением о предоставлении ему земельного участка.
Уполномоченный орган готовит проект договора
купли-продажи или договора аренды земельного участка, который направляет
заинтересованному гражданину.
Если в течение 30 дней с момента
опубликования Извещения поступают заявления об участии в аукционе от других
граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченный орган обязан
отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
обеспечить самостоятельно выполнение кадастровых работ и провести торги.
Таким образом,
решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и
утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане
территории может быть принято только после опубликования в средствах массовой
информации извещение о предоставлении участка для указанных целей и отсутствии
заявок других лиц на предоставлении данного земельного участка.
Поскольку в данном
случае извещение о предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка в
средствах массовой информации опубликовано не было, оснований для возложения на
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области принять решение о предварительном
согласовании предоставления истцу земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на
кадастровом плане территории не имеется.
В данном случае
Министерство обязано повторно рассмотреть заявление Булатова Р.О. с соблюдением
требований ст. 39.18 ЗК РФ.
Учитывая, что
решение суда первой инстанции соответствует положениям действующего
законодательства, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного
судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 13 марта 2019 года оставить без изменения,
а апелляционную жалобу Булатова Романа Олеговича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: