Судебный акт
Обеспечение лекарственными средствами
Документ от 23.07.2019, опубликован на сайте 30.07.2019 под номером 82181, 2-я гражданская, Об обязании обеспечения своевременного оформления рецептов и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шапарева И.А.                                                  Дело № 33-2896/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  23 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского  района Ульяновской области в интересах    Краснова   Николая   Алексеевича к    Министерству здравоохранения Ульяновской области   удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения  Ульяновской области  обеспечить   Краснова  Николая   Алексеевича,   ***   года  рождения,   проживающего   в  ***,  медицинскими   препаратами  по рецепту от  22.01.2019   серии  ***  ***   кол-во   1  единица;   по  рецепту от  13.02.2019     серии  ***   ***   кол-во   1  единица;  по  рецепту от  13.02.2019  серии  *** ***  кол-во  1  единица.

В удовлетворении   остальной  части   исковых требований  прокурора   Ульяновского района Ульяновской области отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского  района Ульяновской области обратился в суд с иском  в интересах  Краснова  Н.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская РБ», АО «УльяновскФармация»  об обеспечении лекарственными препаратами и своевременной выдаче рецептов. В обоснование иска указал, что Краснов Н.А. имеет заболевание «***»,  признан  инвалидом    ***  группы   бессрочно.   Неоднократно  он  обращался   в  ГУЗ  « Ульяновская    районная  больница»  за  выпиской   рецептурных    назначений    на  лекарственные  препараты  для  получения  их  бесплатно, но они не всегда оформлялись лечащим врачом своевременно. Кроме того, по выданным рецептам в аптечном пункте АО «УльяновскФармация» в выдаче лекарственных препаратов по рецептам врача Краснову Н.А. было отказано по причине их отсутствия. Просил  обязать ГУЗ «Ульяновская РБ» обеспечить своевременное оформление рецептов  Краснову Н.А. на лекарственные препараты  в соответствии с медицинским показаниями и обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить  Краснова   Н.А. лекарственными препаратами:  по  рецепту   от  22.01.2019   серии  ***   кол-во   1  единица,   по  рецепту от  13.02.2019  серии  ***   кол-во   1  единица; по  рецепту   от    13.02.2019  серии   ***  кол-во  0.6  единиц;  по  рецепту от  13.02.2019  серии  ***  кол-во  1  единица.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственными препаратами, следовательно, обеспечение истца спорными лекарственными препаратами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другим лекарственным препаратом. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты впрок.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Краснов Н.А. болен «***»,  является  инвалидом   ***  группы   бессрочно.

В связи с заболеванием Краснову   Н.А. лечащим врачом были выданы рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов:   рецепт от  22.01.2019  серии  ***  для  получения  лекарственного   препарата ***   кол-во   1  единица,  от 13.02.2019  серии  ***   для  получения  лекарственного  средства ***   кол-во   1  единица,  от    13.02.2019     серии   ***   для  получения  лекарственного  средства  ***  кол-во  0.6  единиц; от  13.02.2019   серии  ***  кол-во  1  единица.

Однако, в аптечном пункте АО «УльяновскФармация» в выдаче медицинских изделий по рецептам врача  Краснову  Н.А. было отказано по причине их отсутствия, в связи с чем прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011     №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального разви­тия РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обраще­нии гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данном Перечне предусмотрен  отпуск всех лекарственных средств больным ***.

Этим же Постановлением Правительства лекарственное обеспечение граждан возло­жено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены следующие функции:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области (ранее – Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области), утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, Министерство является исполнительным органом государ­ственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

Согласно п.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

На основании изложенного полномочиями в сфере здравоохранения, в частности, сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами на территории Ульяновской области обладает, прежде всего, Министерство здравоохранения Ульяновской области (ранее - Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области).

В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что Краснов Н.А.  по выписанным рецептам врача на бесплатное получение лекарственных препаратов не обеспечен в полном объеме, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил заявленные требования.

Довод Министерства об отсутствии возможности выдать спорные лекарственные препараты по причине истечения срока действия выписанных лечащим врачом рецептов, несостоятелен, поскольку Краснов Н.А., в связи с имеющимся у него заболеванием, нуждается в постоянном приёме лекарственных препаратов.

Иные доводы, приведённые Министерством в апелляционной жалобе, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: