Судебный акт
Оспаривание решения межведомственной комиссии
Документ от 23.07.2019, опубликован на сайте 06.08.2019 под номером 82180, 2-я гражданская, о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, возложении обязанности рассмотреть вопрос о признании жилого дома непригодным для проживания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                             Дело № 33а-2895/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                23 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска в защиту законных интересов Багдоян Нелли Рузвельтовны удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии от 18.10.2018 №68  незаконным.

Обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть вопрос о возможности признания жилого дома по *** непригодным для проживания.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора        Федечко Ф.И., просившего решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в защиту законных интересов Багдоян Н.Р., обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности рассмотреть вопрос о признании жилого дома не пригодным для проживания.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Ленинского района города Ульяновска проверкой, в деятельности администрации города Ульяновска выявлены грубые нарушения жилищного законодательства.

По результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: ***, проведенного *** установлено, что техническое состояние жилого дома является недопустимым, в целом дом является непригодным для проживания. Опрошенный в прокуратуре района эксперт *** пояснил, что техническое состояние строительных конструкций дома аварийное и непригодное для эксплуатации,  несущая способность конструкций исчерпана. В этой связи собственники указанного жилого дома обратились в администрацию города Ульяновска с заявлением о признании жилого дома по *** непригодным для проживания.

Заключением межведомственной комиссии от 18.10.2018 №68 в отсутствие подтверждающих документов и без проведения дополнительного обследования указанный дом признан подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.

Кроме того, вопреки требованиям приложения №1 к Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, данное заключение мотивированного обоснования принятого комиссией решения не содержит.

Неправомерные действия администрации г.Ульяновска грубым образом нарушают жилищные права Багдоян Н.Р., которая является инвалидом 2 группы и по состоянию здоровья не может самостоятельно обратиться в суд.

В связи с  этим прокурор просил признать заключение межведомственной комиссии от 18.10.2018 № 68 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома по *** непригодным для проживания.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, Варжапетян В.О.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным.

В обоснование жалобы указывает на то, что порядок признания нежилого помещения непригодным для проживания определен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Указанным Положением предусмотрено, что именно межведомственная комиссия, но не орган местного самоуправления принимает заявления, рассматривает их и принимает по ним решения. Решения межведомственной комиссии после их принятия доводятся до сведения органа государственной власти либо органа местного самоуправления, в том числе и до заявителя.

Полагает, что все требования, предусмотренные Положением, межведомственной комиссией были выполнены. Заключение межведомственной комиссии является законным и обоснованным и не противоречит выводам экспертного исследования, которое установило физический износ дома равным 65%.

Вопрос о признании жилого дома непригодным для проживания было инициировано Варжапетяном В.О., проживающим в указанном доме. О решении комиссии он был извещен письменно 23.10.2018. 29.11.2018 его представитель получил заключение межведомственной комиссии. Срок для обращения в суд пропущен.

Багдоян Н.Р.  заявителем не являлась, как и не является она нанимателем жилого помещения.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района города Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. 

В судебное заседание не явились Багдоян Н.Р., представители администрации г.Ульяновска, Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, Варжапетян В.О., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены решения суда перечислены в ст. 310 КАС РФ. В данном случае оснований для отмены решения суда не имеется.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В ходе судебного разбирательства установлено, что *** состоит из 2х квартир. Квартира № 1 (50/100 долей) находится в частной собственности, квартира № 2 (50/100 долей) находится в муниципальной собственности. Нанимателем указанной квартиры является Варжапетян В.О., Багдоян Н.Р. (инвалид *** группы) является его женой (членом семьи нанимателя), зарегистрирована  в указанной квартире.

Согласно техническому заключению *** от 13 августа 2018 года общее техническое состояние всего строения имеет признаки аварийного технического состояния. Согласно СП 1ё3-102-2003 Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений» аварийное техническое состояние – категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.  Физический износ здания составляет 65%, техническое состояние здания ветхое    примерная стоимость капитального ремонта составляет 93-120% от восстановительной стоимости конструктивных элементов. Для приведения конструкций здания в исправное техническое состояние необходимо выполнить следующие мероприятия: полную замену фундамента, замену наружных стен, замену несущих конструкций перекрытии, усиление конструкций пола, усиление стропильной системы, полную смену конструкции покрытия, полную замену оконных и дверных блоков, капитальный ремонт отделки дома.

16 октября 2018 года Варжапетян В.О. обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о признании жилого дома по адресу: *** не пригодным для проживания, с приложением технического заключения *** от 13 августа 2018 года.

По результатам рассмотрения указанных документов 18 октября 2018 года межведомственной комиссией принято заключение №68 о признании указанного дома подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, требованиям.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, проанализировав Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, пришел к обоснованному выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии.  

Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Пунктом 44 Положения предусмотрена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям. Установлено, что решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование многоквартирного дома (подпункт «г» п. 45 Положения).

В соответствии с п. 46 Положения  в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Из материалов дела следует, что на момент принятия оспариваемого заключения межведомственная комиссия располагала техническим заключением *** от 13 августа 2018 года. Вместе с тем, принятое межведомственной комиссией заключение противоречит вышеприведенному заключению. При этом мотивы, по которым межведомственной комиссией принято данное заключение, не приведены. Дополнительное обследование дома не проводилось.

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация г.Ульяновска не является надлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным.

Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Межведомственная комиссия утверждена постановлением администрации г.Ульяновска от 29.06.2017 № 1577, не является юридическим лицом, а представляет собой коллегиальный орган, созданный администрацией г.Ульяновска. Таким образом, ответственность за принятие указанным коллегиальным органом решения несет именно администрация г.Ульяновска.

Довод о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящим иском судебная коллегия находит несостоятельным.

В данном случае прокурор обратился в суд с иском в интересах          Багдоян Н.Р., являющейся членом семьи нанимателя жилого помещения. Заключением межведомственной комиссии нарушаются её права. Учитывая, что в спорном жилом помещении Багдоян Н.Р. вместе с несовершеннолетними детьми не проживает ввиду его ненадлежащего технического состояния, своевременно в известность о наличии оспариваемого заключения межведомственной  комиссии она поставлена не была.

Учитывая, что принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: