Судебный акт
О возложении обязанности обеспечить уличное освещение
Документ от 23.07.2019, опубликован на сайте 29.07.2019 под номером 82166, 2-я гражданская, об обязании МО г. Ульяновска произвести строительство новых сетей наружного освещения для организации пешеходных зон, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                    Дело № 33а-3061/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   23 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 23 апреля 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «город Ульяновск» произвести строительство новых сетей наружного освещения для организации дополнительного освещения пешеходных зон на всем протяжении проспекта Туполева; на всем протяжении проспекта Генерала Тюленева, за исключением пешеходных зон от дома № 5 до дома № 1 по проспекту Генерала Тюленева; на всем протяжении проспекта Врача Сурова, за исключением пешеходных зон в районе дома № 15 по проспекту Врача Сурова.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора                 Федечко Ф.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия 

 

установила:

Прокурор Заволжского района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности произвести строительство новых сетей наружного освещения для организации дополнительного освещения пешеходных зон на всем протяжении проспекта Туполева, на всем протяжении проспекта Генерала Тюленева, за исключением пешеходных зон от дома № 5 до дома № 1 по проспекту Генерала Тюленева, на всем протяжении проспекта Врача Сурова, за исключением пешеходных зон в районе дома № 15 по проспекту Врача Сурова в г.Ульяновске.

В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено ненадлежащее исполнение администрацией города Ульяновска обязанности в части оборудования тротуаров и пешеходных дорожек  по вышеуказанным адресам искусственным освещением в вечернее и ночное время.

Так, установлено отсутствие фонарей уличного освещения на пешеходных дорожках на проспекте Туполева; на проспекте Генерала Тюленева имеются исправные фонари уличного освещения лишь от дома № 5 до дома № 1, на проспекте Врача Сурова имеются исправные фонари уличного освещения лишь в районе дома № 15.

Для организации дополнительного освещения пешеходных зон на проспектах Туполева, Генерала Тюленева, Врача Сурова г.Ульяновска требуется строительство новых сетей наружного освещения.

Отсутствие фонарей уличного освещения способствует росту преступности в районе, установление дополнительного освещения необходимо для предотвращения угрозы гражданам, создания благоприятных условий проживания и жизнедеятельности, защиты прав неопределенного круга лиц на личную неприкосновенность.

В иске содержалась просьба о возложении на муниципальное образование «город Ульяновск» произвести строительство новых сетей наружного освещения для организации дополнительного освещения пешеходных зон на всем протяжении проспекта Туполева; на всем протяжении проспекта Генерала Тюленева, за исключением пешеходных зон от дома № 5 до дома № 1 по проспекту Генерала Тюленева; на всем протяжении проспекта Врача Сурова, за исключением пешеходных зон в районе дома № 15 по проспекту Врача Сурова.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, муниципальное унитарное предприятие «Ульяновская городская электросеть» (МУП «УльГЭС»), публичное акционерное общество «Ульяновскэнерго» (ПАО «Ульяновскэнерго»).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Жалоба мотивирована тем, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер и используются в соответствии с Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

В настоящее время сети наружного освещения на участках пешеходных дорожек и зон на проспектах Туполева, Врача Сурова (кроме участка в районе дома № 15), Генерала Тюленева (кроме участка от дома № 1 до дома № 5) в микрорайоне «Новый город» в Заволжском районе г.Ульяновска отсутствуют.

Предполагаемая стоимость для строительства сетей уличного освещения пешеходных пространств по проспекту Туполева составляет 4 млн.руб., по проспекту Генерала Тюленева около 7,8 млн.руб.

Однако имеет место дефицит бюджета муниципального образования «город Ульяновск», возможность предусмотреть денежные средства (расходы) на 2019 года на строительство сетей наружного освещения по данным участкам отсутствует, о чем пояснялось в суде первой инстанции.

Администрация города не вправе производить перераспределение финансовых средств других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение.

Кроме того, для строительства сетей наружного освещения необходимо первоначально разработать проект строительства, для чего произвести процедуру закупки в установленном законом порядке, разработать смету, определяющую объем и стоимость работ, затем провести закупку на заключение муниципального контракта на строительство сетей наружного освещения.

Таким образом, с учетом объема работ по содержанию автомобильных дорог муниципального образования «город Ульяновск», времени, необходимого для разработки проектно-сметной документации на выполнение работ, подготовки документации о предстоящей закупке, объявлении о закупке в официальном издании и размещении информации в сети Интернет, проведении процедуры отбора подрядчика на выполнение работ, заключение с победителем контракта, администрация города Ульяновска не имеет финансовой возможности проведение ремонтных работ на всей улично-дорожной сети муниципального образования «город Ульяновск».

Обращено внимание на то, что администрацией города Ульяновска в суде первой инстанции не отрицалась возможность строительства недостающих сетей уличного освещения пешеходных зон по вышеуказанным улицам в плановый период дорожно-строительного сезона 2020-2021 годы при наличии необходимых денежных средств.

Кроме представителя истца, другие лица, участвующие в деле, не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено ненадлежащее уличное освещение на пешеходных дорожках на проспекте Туполева; на проспекте Генерала Тюленева, за исключением освещения от дома            № 5 до дома № 1, на проспекте Врача Сурова, за исключением уличного освещения в районе дома № 15.

Указанные улицы  включены в Реестр муниципальной собственности и приняты в муниципальную казну г.Ульяновска с 1 января 2012 года.

В связи с ненадлежащим освещением улиц, отсутствием сетей наружного освещения практически на всем их протяжении, прокурор Заволжского района г.Ульяновска предъявил в суд настоящий иск о возложении обязанности произвести строительство новых сетей наружного освещения.

Разрешая данные требования, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для его удовлетворения.

Судебная коллегия с выводом суда о необходимости произвести строительство новых сетей наружного освещения для организации освещения пешеходных зон на вышеуказанных улицах соглашается, оснований для признания его неправильным не усматривает.

В соответствии с 14.2.1. Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 01.06.2017 № 1406 улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных объектов, а также арки, дорожные знаки и указатели, информационные конструкции освещаются в темное время суток по графику, утвержденному администрацией города Ульяновска.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено ненадлежащая организация уличного освещения пешеходных зон на проспектах Туполева, Генерала Тюленева, Врача Сурова, суд первой инстанции обоснованно усмотрел основания для удовлетворения иска.

Отсутствие наружного освещения пешеходных зон на указанных улицах, необходимость строительства недостающих сетей уличного освещения, в ходе судебного разбирательства не оспаривалось администрацией города Ульяновска.

Единственным доводом о несогласии с предъявленными прокурором требованиями у администрации города Ульяновска, как в суде первой, так и апелляционной инстанции являлось отсутствие необходимых денежных средств.

Вместе с тем, сам по себе факт отсутствия финансирования данного вида работ, не освобождает администрацию города от обязанности разрешать вопросы местного значения, входящие в ее компетенцию в соответствии с требованиями закона.

Судебная коллегия обращает внимание, что администрация                                 города Ульяновска согласно Уставу является непосредственным участником бюджетного процесса и участвует в формировании и исполнении местного бюджета (пункт статьи 3 Устава), то есть может повлиять на определение объема бюджетного финансирования, на изменение целевого назначения заложенных в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» денежных средств.

Оставляя решение районного суда без изменения, судебная коллегия также принимает во внимание, что, несмотря на ссылку администрации города на значительные материальные затраты на организацию новых сетей наружного освещения, никаких доказательств, подтверждающих данные обстоятельства не представляла, как не представляла доказательств включения данного вида работ на какой-либо из следующих плановых периодов дорожно-строительного сезона.

В силу изложенного решение является правильным и отмене не подлежит.

Однако судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на возложение обязанности произвести вышеназванные работы на муниципальное образование «город Ульяновск» в лице администрации города Ульяновска.

Согласно пунктам 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа в соответствии с правилами благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц, осуществление контроля за их соблюдением.

Таким образом, на администрации города Ульяновска, являющейся  в силу Устава муниципального образования «город Ульяновск» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» лежит обязанность по организации уличного освещения автомобильных дорог местного значения.

Именно администрация города Ульяновска была привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика, не оспаривала наличие полномочий в области дорожной деятельности муниципального образования.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения указанием на возложение обязанности произвести строительство новых сетей наружного освещения для организации дополнительного освещения пешеходных зон на всем протяжении проспекта Туполева; на всем протяжении проспекта Генерала Тюленева, за исключением пешеходных зон от дома № 5 до дома № 1 по проспекту Генерала Тюленева; на всем протяжении проспекта Врача Сурова, за исключением пешеходных зон в районе дома № 15 по проспекту Врача Сурова на муниципальное образование «город Ульяновск» в лице администрации города Ульяновска.

 

Председательствующий                                      

 

Судьи