Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 16.07.2019, опубликован на сайте 29.07.2019 под номером 82163, 2-я гражданская, о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                                    Дело № 33-2770/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               16 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Дядькиной  Елены Борисовны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2019 года, с учетом определения того же суда от 26 апреля 2019 об исправлении описки, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Дядькиной Елены Борисовны расходы на приобретение 16.02.2017 г. лекарственного препарата «А***» (***) в сумме 1 433 руб. 60 коп.; расходы на приобретение 30.10.2018 г. и 16.11.2018 г. лекарственного препарата «У*** к***» (У***, У***) в сумме 2 175 руб. 90 коп., а всего 3 609 руб. 50 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Дядькиной Е.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда подлежащем отмене,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в интересах Дядькиной Е.Б., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 4» о признании незаконным отказа в выписке  льготных рецептов на лекарственный препарат, взыскании  расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов.

Исковые требования мотивированы тем, что Дядькина Е.Б. является и*** *** группы, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозом: п*** б*** ц***. П*** Ч***-П*** ***. С*** п*** г***. С***. В***-р*** в*** п*** *** с***. Х*** а*** г***. Х*** а*** л*** с*** т***. О***. Х*** г***. Г***. Лечащим врачом поликлиники ГУЗ «Городская поликлиника № 4» назначен препарат А***. Согласно выпискам из истории болезни ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» от 05.05.2017 и 12.02.2018 отделения гастроэнтерологии и гепатологии истцу назначены лекарственные препараты У*** к***, Г***-М***. Между тем, выписанные 20.01.2017, 06.09.2017, 30.10.2017, 02.10.2018 ГУЗ «Городская поликлиника № 4» льготные рецепты на препарат А*** аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечены не были. В связи с этим истица была вынуждена приобретать А*** (Г***) самостоятельно: 16.02.2017  на сумму 1433,60 руб., 13.07.2017 на сумму 1776 руб., 18.07.2017 на сумму 1776 руб. Выписанные 02.10.2018, 01.11.2018 ГУЗ «Городская поликлиника № 4» льготные рецепты на препарат У*** к*** аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечены не были. В связи с этим истица была вынуждена приобрести У*** к*** (У***, У***) самостоятельно 30.10.2018  на сумму 877 руб., 16.11.2018  на сумму 1298,90 руб. Кроме того, ГУЗ «Городская поликлиника № 4» необоснованно отказано в назначении и выписывании истице лекарственного препарата Г*** (О***). В связи с отказом учреждения в выписке льготных рецептов на Г*** (О***) она вынуждена была приобретать указанный препарат за собственные средства: 06.05.2017  на сумму 1540,70 руб., 22.05.2017  на сумму 1544,10 руб., 08.06.2017  на сумму 1896,50 руб., 03.07.2017  на сумму 1576,50 руб., 26.09.2017  на сумму 1505 руб., 01.11.2017  на сумму 1482 руб., 09.03.2018  на сумму 1387 руб., 22.03.2018  на сумму 1387,30 руб., 17.07.2018  на сумму 1506,60 руб., 03.08.2018  на сумму 1686 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Дядькина Е.Б. просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что она приобрела лекарственный препарат А*** 13.07.2017 на сумму 1776 руб. и 18.07.2017 на сумму 1776 руб. в связи с ухудшением биохимических показаний крови. В 2017 году в выписке рецептов ей отказывали, а если и выписывали, то эпизодически, поэтому указанное лекарственное средство приобретала самостоятельно. Кроме того,  ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» ей был назначен прием О*** (Г***-М***) постоянно с 2013 года. Полагает отказ в выписке указанного лекарственного препарата необоснованным, так как она имеет несколько заболеваний. Считает, что в данном случае должен применяться приказ Министерства здравоохранения РФ  от 09.11.2012 №772н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при других заболеваниях печени», где в п.3 указан перечень препаратов для медицинского применения. Назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания не входящих в стандарт медицинской помощи допускается в случае наличия медицинских показателей (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Дядькина Е.Б. является и*** *** группы, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозом: п*** б*** ц***. П*** Ч***-П*** А. С*** п*** г***. С***. В***-р*** в*** п*** *** с***. Х*** а*** г***. Х*** а*** л*** с*** т***. О***. Х*** г***. Г***.

Лечащим врачом поликлиники ГУЗ «Городская поликлиника № 4» истице был назначен препарат А***, на который  20.01.2017 выписан рецепт, между тем

рецепт не был обеспечен по причине отсутствия лекарственного препарата в аптечной сети.

Дядькина Е.Б. вынуждена была приобретать А*** (Г***) самостоятельно 16.02.2017 на сумму 1433,60 руб.

Как следует из выписок из истории болезни истицы ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» от 05.05.2017 и 12.02.2018 отделения гастроэнтерологии и гепатологии Дядькиной Е.Б. назначены лекарственные препараты У*** к*** и Г***-М*** (О***).

Лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника №4» 02.10.2018 и 01.11.2018 истице были выписаны льготные рецепты на препарат Урсодезоксихолевая кислота, но аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» обеспечены не были. В связи с этим истица была вынуждена приобрести У*** к*** (У*** У***) самостоятельно 30.10.2018 на сумму 877 руб. и 16.11.2018 на сумму 1298,90 руб.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о взыскании в пользу истицы с Министерства здравоохранения Ульяновской области расходов на приобретение 16.02.2017 лекарственного препарата «А***» (Г***) в сумме 1 433 руб. 60 коп., расходов на приобретение 30.10.2018 и 16.11.2018 лекарственного препарата «Ур*** к***» (У***, У***) в сумме 2 175 руб. 90 коп., а всего 3 609 руб. 50 коп. Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания понесенных истицей расходов на приобретение лекарственного препарата А*** (Г***) 13.07.2017 на сумму 1776 руб. и 18.07.2017 на сумму 1776 руб., суд исходил из того, что истице лечащим врачом в июне 2017 года льготный рецепт на препарат А*** не выписывался, а льготный рецепт от 20.07.2017  был обеспечен 26.07.2017.

Согласно с п. 2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

В соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п.1.11  Инструкции и приложении №1  к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами (изделиями медицинского назначения) за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного при обращении гражданина в лечебно-профилактическое учреждение лечащим врачом, который определяет нуждаемость на текущий момент и объем необходимого больному лекарственного препарата (изделий медицинского назначения).

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указал, что согласно  выпискам из истории болезни ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» от 05.05.2017 и 12.02.2018 отделения гастроэнтерологии и гепатологии истице был назначен лекарственный препарат  Г***-М***  (О***) – 1- 3 раза в сутки, который она вынуждена была покупать за свой счет, так как льготные рецепты на него лечащим врачом ей не выписывались.

Разрешая требования прокурора в данной части и отказывая в их удовлетворении, суд пришел к выводу, что у лечащего врача Дядькиной Е.Б. отсутствуют правовые основания для выписки ей льготных рецептов на лекарственный препарат О***

В соответствии с положениями  ч.1 ст.37 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Препарат О*** не входит в Стандарт медицинской помощи больным с алкогольным, первичным, вторичным и неуточненным билиарным, другими неуточненными циррозами печени, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2006 № 404.

Не включен данный препарат и в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год и перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2018 № 2738-р.

В силу статей 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами. Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п.5 ст.6.3 этого же Федерального закона).

Данный порядок  установлен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 328 утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». В силу положений п.2.1  вышеуказанного приказа за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

В отношении заболевания Дядькиной Е.Б. в Стандарте  препарат О*** не поименован, что, в силу прямого указания части 5 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ, влечет возможность его назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 данного закона.

Часть 2 статьи 48 Федерального закона № 323-ФЗ определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Ссылка в апелляционной жалобе на Стандарт специализированной медицинской помощи при других заболеваниях печени, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ №772н от 9 ноября  2012 года не свидетельствует о незаконности выводов суда, поскольку заболевание истицы  в данном стандарте не поименовано.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, а кроме того, они направлены на иную оценку добытых судом доказательств,  с чем судебная коллегия согласиться не может.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2019 года, с учетом определения того же суда от 26 апреля 2019 об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дядькиной Елены Борисовны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи