Судебный акт
Об устранении несанкционированной свалки
Документ от 16.07.2019, опубликован на сайте 30.07.2019 под номером 82156, 2-я гражданская, о возложении ликвидировать несанкционированную свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Петрова И.И.                                                                Дело № 33а-2761/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      16 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 марта 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Ульяновска об обязании устранить несанкционированную свалку отходов отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области   Шамсутдиновой Л.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска об обязании устранить несанкционированную свалку площадью 9606 кв.м на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: *** *** ***).

В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, экспертами филиала ЦЛАТИ по Ульяновской области, в деятельности административного ответчика выявлены нарушения федерального законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.

Земельный участок по адресу: *** захламлен отходами производства и потребления: строительный мусор, ТБО, обрезь ветвей, сучьев. Данная свалка не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, не предусмотрена Территориальной схемой обращения с отходами.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу», Правительство Ульяновской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства и благополучия администрации г.Ульяновска, Управление по охране окружающей среды администрации г.Ульяновска, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и принять новое решение об удовлетворении требований прокурора.

Указывает, что полномочия по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов и обеспечение безопасности эксплуатации полигонов бытовых отходов возложены на орган местного самоуправления. Требования административного истца считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области     Шамсутдинова Л.М., которая поддержала доводы апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:1229 по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, ул.Сельдинское шоссе находится в собственности Ульяновской области, вид разрешенного использования - санаторная, курортная деятельность, отдых (рекреация).

Территориально участок расположен в пределах муниципального образования «город Ульяновск».

На данном участке имеет место несанкционированная свалка строительного мусора, твердых бытовых отходов, обрезь ветвей, что подтверждено соответствующими актами.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, суд правомерно сослался на положения гражданского и земельного законодательства, в силу которых собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ), в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статьи 12, 13, 43 ЗК РФ).

Принимая во внимание, что администрация города Ульяновска не является собственником спорного земельного участка, право собственности на данный участок зарегистрировано за субъектом Российской Федерации – Ульяновской областью, какого-либо соглашения между данными органами власти о ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированной свалки на земельном участке по адресу: *** не имеется, у суда отсутствовали основания для возложения на администрацию города Ульяновска обязанности по ликвидации указанной несанкционированной свалки.

Выводы суда подтверждены позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 №26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ», которым пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Данная правовая позиция правомерно применена судом к спорным правоотношениям.

Судом верно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, дана полная и объективная оценка представленным доказательствам. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: