Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 16.07.2019, опубликован на сайте 06.08.2019 под номером 82113, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                        Дело № 33-2753/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       16 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Центр  социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий в городе Ульяновске» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать бездействие Областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий в г.Ульяновске», выразившееся в необеспечении Черновой Зинаиды Максимовны техническими средствами реабилитации  - *** 2 шт. в сутки, согласно индивидуальной программе реабилитации от 05.07.2018 -  незаконным.

Взыскать с Областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий в г.Ульяновске» в пользу Черновой Зинаиды Максимовны компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в количестве 124 шт. в размере 1841,40 руб.

В остальной части иска и в иске к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» Иванова А.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства  семейной, демографической политики и социального благополучия  Ульяновской области Прокофьевой Н.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, полагавших решение суда подлежащим отмене, пояснения представителя ответчика ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Сенькиной А.Н., возражавшей против доводов  апелляционной жалобы,   прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области, действуя в интересах инвалида 1 группы  Черновой З.М., обратился в суд с иском к ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», ОГКУ СЗН Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.

Иск обоснован тем, что прокуратурой была проведена проверка по обращению, Черновой З.М., *** года рождения, являющейся инвалидом *** группы, о нарушении ее прав на предоставление мер государственной социальной поддержки, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 25.01.2018 истице рекомендованы с 25.01.2018 бессрочно *** 2 шт. в сутки.  Согласно индивидуальной программе  реабилитации инвалида от 05.07.2018 истице рекомендованы с 09.06.2018 бессрочно *** 2 шт. в сутки. Вместе с тем, с начала текущего года Чернова З.М. вышеуказанными ТСР не обеспечена. Черновой З.М. самостоятельно приобретены *** на общую сумму 4938,78 руб.

Просил обязать ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» обеспечить Чернову З.М. в срок до 24.12.2018 техническими средствами реабилитации согласно ИПР от 05.07.2018, а именно *** 2 шт. в сутки, в количестве 562 шт., взыскать с ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»  компенсацию за самостоятельно приобретенные средства реабилитации (*** в количестве 124 шт.) в размере 4938,78 руб.

Определением Ленинского районного суда города Ульяновска к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе ОГКУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что Чернова З.М. в 2018 году не воспользовалась правом на получение денежной компенсации, которое у неё возникло после отказа от получения средств реабилитации. Соответственно, ответчик  исполнил свои обязательства по обеспечению Черновой З.М. техническими средствами реабилитации в 2018 году в полном объёме. Кроме того дополняет, что с 1 января 2019 года ГУ УРО ФСС РФ является правопреемником ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» в части обеспечения граждан ТСР, получает финансирование за счёт средств Федерального бюджета на подобные нужды, в связи с чем ОГКУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» не может выплатить компенсацию за самостоятельное приобретение ТСР Черновой З.М. Отмечает, что расчёт выплаты компенсации судом так же произведён не верно.

Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 21.01.2019, ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» переименовано в Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий в г.Ульяновске» .

В отзывах на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России просит оставить рассмотрение жалобы на усмотрение суда, ГУ УРО ФСС РФ просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствии истца Черновой З.М., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Министерства финансов Ульяновской области, ОГКСЗН Ульяновской области, Правительства Ульянвоской области, ФКУ «ГБ МСЭ» по Ульяновской области, извещенных  о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены   решения суда в апелляционном порядке  являются, в том числе неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.

При разрешении исковых требований прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Черновой З.М., судом первой инстанции были допущены подобные нарушения, приведшие к вынесению неправильного решения, что является основанием к  его отмене в полном объеме.

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и  отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими  изделиями» и Порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу), собаками-проводниками, утвержденным  Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации и на основании письменного заявления, поданного инвалидом в орган социальной защиты населения Ульяновской области по месту жительства.

Согласно пп.4  Приложения 1  Постановления Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П предусмотрено, что для замены ТСР сроком пользования в 12-месячном периоде (ежедневно, три месяца, шесть месяцев) инвалид, либо лицо, представляющее его интересы, обращается в УОГКУСЗН ежегодно по истечении срока пользования, исчисляемого с даты первичной постановки инвалида на учет для обеспечения ТСР.

Из материалов дела следует, что Чернова З.М., *** года рождения является инвалидом *** группы бессрочно, и поставлена на учет по обеспечению ТСР 27.10.2015.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 25.01.2018 Черновой З.М. были  рекомендованы с 25.01.2018 бессрочно *** 2 шт. в сутки.

По заявлению от 01.02.2018 Чернова З.М. была обеспечена ответчиком ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» *** в соответствии с ИПР от 25.01.2018 в количестве 668 шт.

В связи с тем, что данные *** не подошли по размеру они были возвращены  и представителем  Черновой З.М. Лаптевой  Т.А. подано заявление о их замене.  29.08.2018  составлен акт проведения экспертной оценки, которым подтверждена необходимость досрочной замены ТСР.

Согласно индивидуальной программе  реабилитации инвалида от 05.07.2018 Черновой З.М. рекомендованы с 09.06.2018 бессрочно *** 2 шт. в сутки.

Черновой З.М. 10.09.2018 было выдано  направление № 634127 на получение  вышеуказанных ***.

Однако от получения  *** 02.10.2018 истица вновь отказалась по причине их не соответствия заявленным параметрам.

Как пояснила в судебном заседании  Лаптева Т.А., дочь Черновой З.М., вновь выданные *** не соответствовали указанному на них размеру, ***.

В связи с тем, что Чернова З.М. в 2018 году фактически не была обеспечена  *** надлежащего качества,  она вынуждена была приобрести данное ТСР 13 и 15 октября 2018 года в количестве 124 шт. за счет собственных средств, затратив на это 4938 руб. 79 коп.

Согласно  ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч.14 ст.11.1 Федерального закона №181-ФЗ. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с этими Правилами.

В силу п. п. 3, 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 №57н, компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации.

Как следует из представленных доказательств, а также не оспаривается сторонами, истица с заявлением о компенсации ей понесенных расходов на самостоятельно приобретенные *** во внесудебном порядке не обращалась.

Исходя из вышеизложенного, учитывая то, что ОГКУ СО «Центр обеспечения  граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» предпринимались меры к обеспечению Черновой З.М. ТСР (***) в необходимым количестве, отказ от их получения был вызван объективными причинами (*** малого размера), правовых оснований для признания незаконным бездействия ОГКУ СО «Центр обеспечения  граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», а также  ОГКУ социальной защиты населения Ульянвоской области , выразившееся  в необеспечении с начала 2018 года Черновой З.М. *** для  взрослых в соответствии с ИПР от 05.07.2018, не имеется. Таким образом, требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.

Не подлежат удовлетворению и исковые требования в части  возложения на ОГКУ СО «Центр обеспечения  граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» ( в настоящее время ОГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске») обязанности  обеспечить Чернову З.М. в срок до 24.12.2018 техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации от 05.07.2018 *** в количестве 562 шт.

Так, предусматривая возможность выплаты компенсации инвалиду за самостоятельное  приобретение ТСР, закон в то же время не предусматривает возможность обеспечения инвалида ТСР за прошлое время. Указанное  соответствует принципу своевременности оказания инвалиду необходимой социальной помощи и исключает возможность обеспечения  ТСР в прок.

С 01.01.2019 часть полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям  граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно от Ульяновской области переданы Фонду социального страхования Российской Федерации, в связи с уведомлением Министерстсва труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.05.2018 № 13-3\10\П-3162.

На основании этого между Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, осуществлявшим в 2018 году государственное управление в сфере социального развития и социальной защиты населения Ульяновской области,  и Государственным учреждением – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ сведений, необходимых для осуществления с 01.01.2019 полномочий по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числе ветеранов, проживающих на территории Ульяновской области, технических средств  реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также по оказанию государственной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии с условиями указанного соглашения Министерство здравоохранения Ульяновской области передало в ГУ – УРО ФСС РФ в том числе и документы по обеспечению  Черновой З.М. техническими  средствами реабилитации.

Так, согласно Реестру неисполненных (частично исполненных) ИПР по обеспечению инвалидов ТСР по состоянию на 28.12.2018 (Приложение №1.1. к Соглашению от 19.10.2018) Чернова З.М. не обеспечена ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» *** 2 шт. в сутки  по ИПР от 05.07.2018.

Финансирование из федерального бюджета РФ на выполнение федеральных полномочий в бюджет Ульяновской области в 2019 году не предусмотрено.

Поскольку с 1 января 2019 года  правопреемником  Федеральных полномочий, в частности  по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, и соответственно получателем  средств Федерального бюджета на указанные цели является Фонд социального страхования РФ, а также учитывая то, что истица сохраняет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в течение 3 лет, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по выплате Черновой З.М. компенсации за самостоятельно приобретенные *** в количестве 124 штук должна быть возложена на ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

В соответствии с приложением к Государственному контракту № *** от 30.07.2018 стоимость *** ***, *** определена в 14 руб. 85 коп. Таким образом, с учетом приведенных выше положений законодательства в пользу Черновой З.М. подлежит взысканию денежная сумма в размере 1841,40 руб. (14,85х120).

Таким образом, надлежащим ответчиком по требованиям о взыскании в пользу истицы компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР  является ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, соответственно в иске к  ОГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» и  ОГКУ социальной защиты населения Ульяновской области надлежит отказать.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 февраля 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Черновой Зинаиды  Максимовны, удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение  Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Черновой Зинаиды Максимовны компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в количестве 124 штук в размере 1841 руб. 40 коп.

В остальной части иска и в иске к ОГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» и  ОГКУ социальной защиты населения Ульяновской области  отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: