Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 02.07.2019, опубликован на сайте 24.07.2019 под номером 82091, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Инкин В.А.                                                                                Дело № 33-2546/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         2 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области и уточнений к ней на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 марта 2019 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Елисеевой Надежды Алексеевны удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Елисееву Надежду Алексеевну, ***.***.*** г*** р***, лекарственным препаратом «В***» (З***) в дозе *** мг (*** т***. по *** мг) 2 раза/сутки (суточная доза *** мг) в соответствии с медицинскими показаниями.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя Елисеевой Н.А. – Рузановой М.А., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту прав и законных интересов Елисеевой Н.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом.

В обоснование иска указал, что Елисеева Н.А., ***.***.*** г*** р***, является неработающим и*** *** группы, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств. Согласно протоколу врачебной комиссии государственного учреждения здравоохранения областного клинического онкологического диспансера (врачебная подкомиссия по контролю качества медицинской помощи) от 02.10.2018 в соответствии с клиническими рекомендациями Елисеевой Н.А. показана терапия препаратом В***: режим терапии для лекарственного препарата В***, *** мг (*** таб. по *** мг), 2 раза в сутки (суточная доза составляет *** мг), внутрь постоянно.

При обращении в Министерство здравоохранения Ульяновской области Елисеевой Н.А. было отказано в обеспечении указанным лекарственным препаратом, в связи с тем, что «В***» не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и в перечень льготных лекарственных препаратов для медицинского применения.

Кроме того, препарат «З***», торговое название препарата «В***», включен в Государственный реестр лекарственных средств, имеет номер регистрационного удостоверения ***, дата регистрации 04.10.2013. При таком положении, учитывая, что препарат «В***» (З***) является жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратом для лечения Елисеевой Н.А. он должен быть предоставлен истице бесплатно по медицинским показаниям, иное означало бы нарушение принципа равенства при предоставлении мер социальной поддержки и конституционного права Елисеевой Н.А., предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации.

С учетом уточнения иска просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Елисееву Надежду Алексеевну, ***.***.*** г*** р***, лекарственным препаратом «В***» (З***) в дозе *** мг (*** таб. по *** мг) 2 раза/сутки (суточная доза *** мг) в соответствии с медицинскими показаниями, решение суда привести в немедленное исполнение в связи с тем, что длительное отсутствие терапии указанным препаратом может повлечь ухудшение состояния здоровья и представлять угрозу жизни истца, поскольку лекарственный препарат необходим по жизненным показаниям.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Поясняет, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Обращает внимание на то, что лекарственный препарат «В***» не входит в перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. В связи с этим поясняет, что закупка Министерством данного лекарственного препарата за счет средств федерального и областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных для льготного лекарственного обеспечения, не представляется возможным. Кроме того, отмечает, что сведения о выписке лечащим врачом ФГБУЗ «КБ №172 ФМБА» Елисеевой Н.А. льготных рецептов от 19.12.2018 и от 30.01.2019 на лекарственный препарат «В***» в РМИС отсутствуют. Просит учесть, что медицинские показания могут измениться, и Елисеева Н.А. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Елисеева Надежда Алексеевна, ***.***.*** года рождения, является и*** *** группы, состоит на учете в ГУЗ ОКОД с диагнозом: «М*** к*** л*** г*** *** ст. (***. Состояние после комбинированного лечения. М*** в м*** т*** л*** г*** п*** р***». Елисеева Н.А. консультирована в ФГБУ ФМБЦ им. А.И, Бурназяна ФМБА России 03.09.2018 и ей рекомендовано: проведение таргетной терапии по месту жительства: В*** *** мг (*** т***. по *** мг) 2раза в сутки (суточная доза *** мг), внутрь постоянно до 2018 года.

Протоколом Врачебной комиссии ГУЗ ОКОД от 02.10.2018 были подтверждены показания для назначения препарата В***.

14.12.2018 Елисеевой Н.А. выписан лечебным учреждением рецепт серии *** № *** на необходимый ей медицинский препарат ««Вемурафениб» в соответствии с медицинскими показаниями.

При обращении Елисеевой Н.А. в Министерство здравоохранения Ульяновской области с просьбой о бесплатном выделении указанного препарата ей было отказано в обеспечении этим препаратом в связи с тем, что «В***» не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и в перечень льготных лекарственных препаратов для медицинского применения.

Истица Елисеева Н.А.лекарственным препаратом «В***», в котором она нуждается по медицинским показаниям, не обеспечивается.

Полагая, что ответчиком нарушено ее право на льготное обеспечение лекарственным препаратом по жизненным показаниям, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены, в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С 00-С-97).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № 2323-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в число которых препарат «Вемурафениб» не включен.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов была утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403.

Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.

В разделе V Федеральной программы предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктами 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 07.11.2012 № 604н утвержден «Стандарт специализированной медицинской помощи при меланоме кожи, генерализация и рецидив заболевания (химиотерапевтическое лечение)»

специализированной медицинской помощи при резистентном и рецидивирующем течении множественной миеломы и других злокачественных плазмоклеточных новообразований.

Лекарственный препарат «в***» в названный стандарт не включен, что в силу прямого указания ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, влечет возможность его назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 данного закона.

Часть 2 статьи 48 Федерального закона № 323-ФЗ определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

Материалами дела подтверждено, что истице по жизненным показаниям заключением врачебной комиссии ГУЗ ОКОД от 02.10.2018 № *** рекомендован прием лекарственного препарата «В***» *** мг (*** т***. по 2*** мг) 2 раза в сутки (суточная доза составляет *** мг) внутрь постоянно согласно рекомендации ГНЦ «ФМБЦ им.Бурназяна».

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Елисеевой Н.А. были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения ей жизненно важного лекарственного препарата и обеспечения данным препаратом, однако ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России и Министерство здравоохранения Ульяновской области уклонились от решения вопроса об оформлении Елисеевой Н.А. бесплатного рецепта для обеспечения ее требуемым лекарственным препаратом и обеспечения этим препаратом.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что 14.12.2018 и 30.01.2019 истице выписаны рецепты на вышеуказанный препарат, однако лекарственный препарат по данным рецептам истице не выдан.

Ссылка в жалобе на то, что лекарственный препарат «В***» отсутствует в списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждённом Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку нуждаемость истицы в лекарственном препарате установлена заключением врачебной комиссии, рекомендациями лечащего врача.

Вместе с тем, распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 № 2738-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в который включен препарат «В***».

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи