УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Берхеева А.В. Дело № 33-2585/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
2 июля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Тумановского Евгения Михайловича на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 марта 2019 года, по
которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Тумановского Евгения
Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в
городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о понуждении к
перерасчету пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Тумановского
Е.М., его представителя Валиуллина Р.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Тумановский Е.М. обратился в суд с иском к Государственному
учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Димитровграде Ульяновской
области (межрайонному) (далее - ГУ-УПФР в г.Димитровграде) о понуждении к
перерасчету пенсии .
В обоснование иска указал, что по решению ответчика размер
его пенсии с 01.01.2015 составил 5902,50 руб. (ФВ-3935 руб.* районный
коэффициент -1,5), что не соответствует действительности. Считает решение
ответчика о применении районного коэффициента 1,5 необоснованным. Он является
получателем трудовой пенсии по старости, общий трудовой стаж составляет 48 лет.
Ему была установлена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с работой в
районах Крайнего Севера с применением районного коэффициента 1,8.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в которых установлены
районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка
застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в
следующих размерах: не свыше 1,9 – для лиц, проживавших в указанных районах и
местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный
коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Тем самым ответчик нарушил его конституционные права,
применив при расчете страховой пенсии по старости коэффициент 1,5, а не 1,8
либо 1,9, недоплатив ему существенную сумму.
Просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с
01.01.2015.
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Тумановский Е.М. не соглашается с
решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В
обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам искового заявления.
Настаивает, что определенный ответчиком размер его пенсии является неверным. По
мнению автора жалобы, выводы суда о правильности начисления пенсии
несостоятельны, не мотивированы и не соответствуют собранным по делу
доказательствам.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о
месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не
явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным
рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что 09.07.2001 Тумановскому Е.М. была
назначена досрочная трудовая пенсия по старости по Списку №2 в связи с работой
в районах Крайнего Севера в соответствии с нормами Закона РФ от 20.11.1990 №
340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
При определении права на досрочную трудовую пенсию и ее
размера по состоянию на 09.07.2001 Тумановскому Е.М. учтены общий трудовой стаж
– 31 год 10 месяцев 11 дней(в календарном исчислении), 48лет 0 месяцев 18 дней (в
льготном исчислении), стаж работы по Списку № 2 – 12 лет 7 месяцев 6 дней.
Пенсия истцу назначена в максимальном размере по нормам действовавшего в этот
период закона. При назначении пенсии учтен заработок за 24 месяца за период с
01.07.1999 по 30.06.2001, с применением централизованно установленного
коэффициента – 1,8.
При продлении выплаты пенсии в связи с переездом в
г.Димитровград Ульяновской области на постоянное место жительства с учетом
наличия у истца стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, размер
пенсии Тумановскому был исчислен по п.3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от
17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом повышенного отношения заработков
– 1,9.
С 01.01.2018 размер пенсии Тумановского Е.М. составляет
22 286,71 руб.
Не согласившись с размером начисленной ему пенсии,
Тумановский Е.М. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил характер
спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым
пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
В силу п.2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии
при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору
застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3
настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4
настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6
настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от
17.12.2001 № 173-ФЗ для лиц,
проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального
закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате,
отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной
заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в повышенных
размерах.
В силу п.п.6 п.1 ст. 28 указанного ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ
трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50
лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах
Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях
и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с п.2 ст. 28.1 указанного ФЗ от 17.12.2001 №
173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах
Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях
и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости,
предусмотренной подпунктами 1 - 10
и 16 - 18 пункта 1 статьи 27
настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах
работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии,
уменьшается на пять лет.
Учитывая вышеприведенные нормы закона, а также разъяснение
«О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения
среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной
плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей»,
утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 22 апреля 2003 года № 22, суд первой инстанции сделал
обоснованный вывод, что необходимым условием для применения повышенного
отношения заработка к среднемесячной зарплате является либо проживание на
01.01.2002 в РКС либо приравненных к ним местностях, либо наличие требуемого
стажа работы в указанных районах не менее 15 (20) лет соответственно.
Пунктом 28 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами
дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, судам
необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на
основании статьи 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ производится по состоянию на
01.01.2002, исходя из п. 3 ст. 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ отношение заработков в повышенном
размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:
лицам, проживавшим по состоянию на 01.01.2002 в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае
возможность учета заработков в повышенном размере Закон
не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую
пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 01.01.2002 или
остались там проживать;
мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 01.01.2002
проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не
менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную
дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты
достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно
для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка
пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП)
учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц
за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В связи с вступлением в действие с 01.01.2015 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовые пенсии граждан
преобразованы в страховые пенсии, установлен новый порядок формирования
пенсионных прав граждан и расчета размера пенсии в системе обязательного
пенсионного страхования. Пенсионные права граждан по нормам Федерального закона
№ 400-ФЗ определены в индивидуальных пенсионных коэффициентах(ИПК) или в
«пенсионных баллах», а фиксированный базовый размер(ФБР) преобразован в
фиксированную выплату.
Из материалов пенсионного дела Тумановского Е.М. следует,
что с 01.02.2015 ИПК составляет 181,77, страховая часть пенсии – 12 980
руб., фиксированная выплата – 6575,39руб., размер пенсии составляет
19 555,51 руб. Далее производилась индексация пенсии в соответствии с
действующим законодательством. С 01.01.2018 размер пенсии Тумановского Е.М.
составил 22 286,71 руб.
Кроме того, решением Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 15.08.2018 отказано в удовлетворении исковых требований
Тумановского Е.М. к ГУ-УПФР в г. Димитровграде Ульяновской области
(межрайонное) о понуждении к перерасчету страховой пенсии по старости. При этом
судом проверен расчет начисления пенсии Тумановского Е.В. за период с
01.01.2014 по 31.01.2018, нарушений не установлено. Решение суда вступило в
законную силу.
Доводы истца, указанные в исковом заявлении, на которые он
также ссылается и в апелляционной жалобе, были тщательно проверены судом первой
инстанции. Выводы суда подробно мотивированы, основаны на действующем
законодательстве, которому дан подробный анализ в судебном решении, поэтому
оснований для удовлетворения требования истца у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иное
толкование норм права, и сводятся к несогласию с решением суда, однако, ни один
довод жалобы не опровергает выводов суда, и не влечет отмену судебного решения.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем
представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм
материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо
изменение судебного постановления, не усматривается.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 27 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Тумановского Евгения Михайловича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: