Судебный акт
О признании незаконными уведомлений
Документ от 16.07.2019, опубликован на сайте 19.07.2019 под номером 82033, 2-я гражданская, о признании незаконными действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                           Дело № 33а-2748/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                              16 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 марта 2019 года, по которому постановлено:

 

административный иск Краснова Сергея Олеговича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконными Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке: от 20.11.2018  № 0113/8682; от 20.11.2018 № 0113/8684; от 20.11.2018  № 0113/8686; от 20.11.2018  № 0113/8687, выданные Краснову Сергею Олеговичу Управлением архитектуры и градостроительства города Ульяновска.

В удовлетворении требований к администрации города Ульяновска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения  представителя администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – Кошурова Д.С., поддержавшего доводы апелляционной  жалобы, представителей Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области -Скобеева А.М., Тазетдиновой Э.Р., представителя  филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области – Тазетдиновой Э.Р., полагавших решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

Краснов С.О. обратился в суд с административным иском к  администрации г.Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства  администрации г.Ульяновска о  признании незаконными уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке:  от 20.11.2018  № 0113/8682, от 20.11.2018 № 0113/8684, от 20.11.2018 № 0113/8686, от 20.11.2018 № 0113/8687.

В обоснование иска указано, что  он  является собственником  четырех земельных участков, расположенных в пос. Зеленый мир – II очередь строительства Железнодорожного района города Ульяновска, которые  относятся к землям населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования «для  сельскохозяйственного производства, для реконструкции (восстановления) здания, приведенного в непригодное для эксплуатации состояние».

Однако  вид  разрешенного использования  земельных участков не совпадает с его фактическим использованием. Земельные участки свободны от строений.

В октябре 2018 года в соответствии с порядком, установленным                           ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации он  обратился в  Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска с уведомлениями о планируемом строительстве индивидуальных  жилых  домов на данных участках.

29.11.2018 он получил уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС параметров установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС на земельных  участках,  так как испрашиваемое строительство не соответствует виду разрешенного использования земельных  участков.

Считает действия администрации города Ульяновска по выдаче данных уведомлений незаконными.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не соглашается с решением суда, считают его незаконным и необоснованным.

Объект капитального строительства не соответствовал виду разрешенного использования, установленному для каждого из земельных участков, принадлежащих Краснову С.О.

Административный истец должен был до подачи уведомлений о планируемом строительстве обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка фактическому использованию не предусмотрено в качестве основания для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседания суда апелляционной инстанции истец Краснов С.О. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее,  судебная коллегия приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Краснову С.О.  на праве собственности  принадлежат четыре земельных участка, категория  земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, для реконструкции (восстановления) здания, приведенного в непригодное для эксплуатации состояние, с кадастровыми номерами: ***; ***; ***; ***, расположенных в поселке  Зеленый мир – II очередь строительства Железнодорожного района города Ульяновска.

24.10.2018 административный истец в соответствии со ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  обратился в Управление  архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска с уведомлениями о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

20.11.2018  Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска  выдало истцу уведомления  № 0113/8682,  0113/8684,   0113/8686, 0113/8687 о  недопустимости  размещения  объекта индивидуального жилищного строительства  на земельном участке с разрешенном  видом использованием: «для сельскохозяйственного производства, для реконструкции (восстановления) здания, приведённого в непригодное для эксплуатации состояние», тогда как в уведомлении испрашивается строительство «индивидуального жилого дома».

Несоответствие  вида  разрешенного  использования земельных участков  испрашиваемому строительству индивидуального жилого дома  послужило основанием  для вынесения  оспариваемых уведомлений.

Признавая незаконными данные уведомления, суд первой инстанции  обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Управления архитектуры и градостроительства  администрации г.Ульяновска   оснований для выдачи истцу  уведомлений о несоответствии  указанных в уведомлении о планируемых  строительстве  объекта  индивидуального жилищного строительства.

Судебная коллегия соглашается с данным  выводом суда первой инстанции.

Согласно п.1  ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Подпунктом 2 п. 10 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Согласно ч.3 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации  документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

Документом территориального планирования МО «город Ульяновск» является Генеральный план города Ульяновска, утвержденный  решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83.

В соответствии с Генеральным планом города Ульяновска земельные участки, принадлежащие  административному  истцу, расположены на территории  коттеджной и усадебной застройки.

Как указывалось выше, земельные  участки принадлежат  заявителю на праве собственности, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: «для  сельскохозяйственного производства, для реконструкции (восстановления) здания, приведенного в непригодное для эксплуатации состояние».

Собственник земельного участка самостоятельно выбирает вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Указанное следует их пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, которая допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Территориальное планирование, под которым в Градостроительном  кодексе Российской Федерации  понимается планирование развития территорий (пункт 2 статьи 1), направлено, как следует из статьи 9, на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации  определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Градостроительным кодексом  Российской Федерации (части 4, 6 статьи 36) определены территории, где зонирование не является способом определения разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Отнесение земельных участков к определенным территориальным зонам и правовой режим использования земельных участков в составе таких зон, виды использования земельных участков определяются генеральным планом.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.

В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации  применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основной вид разрешенного использования, вспомогательный и условно разрешенный вид использования объектов недвижимости.

Любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок самостоятельно без дополнительных разрешений и процедуры согласования. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (части 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, вид разрешенного использования земель определяется нормативными актами территориального зонирования.

Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (утверждены Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004               № 90) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в муниципальном образовании «город Ульяновск» систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании.

Согласно Правилам, земельные  участки, принадлежащие истцу  расположены в зоне, обозначенной Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» находится в основных видах разрешенного использования данной территориальной зоны.

Истцу был  выдан  градостроительный план земельного участка  Управлением архитектуры и градостроительства   администрации города Ульяновска, в котором  отражена  зона допустимого  размещения  объекта.

Доводы   апелляционной жалобы о  том, что  истец  прежде чем обратиться в Администрацию г.Ульяновска, должен  сначала изменить вид разрешенного использования   являются несостоятельными.

Положения пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации  устанавливают общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

В внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка осуществляется в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.

Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.

Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 марта 2019 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: