Судебный акт
Об оспаривании решения военного комиссариата
Документ от 02.07.2019, опубликован на сайте 17.07.2019 под номером 81988, 2-я гражданская, об оспаривании решения военного комиссариата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Дибдина Ю.Н.                                                         Дело № 33а-2450/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 2 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В., 

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 26 марта 2019 года, по которому постановлено:

 

административные исковые требования Куркина Сергея Сергеевича к Военному комиссариату города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании незаконным отказа в организации проведения медицинского освидетельствования и понуждении его к организации проведения медицинского освидетельствования удовлетворить частично.

Признать отказ ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» в организации проведения медицинского освидетельствования от 07.02.2019 в отношении Куркина Сергея Сергеевича незаконным.

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» организовать проведение медицинского освидетельствования Куркину Сергею Сергеевичу в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований Куркина Сергея Сергеевича к Военному комиссариату города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области о признании незаконным отказа в организации проведения медицинского освидетельствования и понуждении его к организации проведения медицинского освидетельствования отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Куркин С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области о признании незаконным отказа в организации проведения медицинского освидетельствования.

В обоснование требований указал, что 12.01.2019 он обратился за консультацией в пункт отбора на военную службу по контракту Ульяновской области с намерением поступить на контрактную службу в Вооруженные силы Российской Федерации. Следующим этапом собрал документы, необходимые для оформления личного дела и медицинского освидетельствования, для поступления  на военную службу и подал заявление о приеме на контрактную службу инструктору пункта отбора, выполнил тесты для оценки профессиональной психологической пригодности к военной службе. Его заявление с приложенными документами было направлено в Военный Комиссариат города Димитровграда для проведения медицинского освидетельствования с целью определения годности к военной службе по контракту, однако 07.02.2019 в проведении медицинского освидетельствования было отказано.

Просил признать незаконным отказ в проведении в отношении него медицинского освидетельствования с целью определения годности к службе по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и обязать административного ответчика провести в отношении него медицинское освидетельствование для определения годности к службе по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Судом к участию в деле в качестве в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит отменить принятое по делу решение как незаконное и необоснованное. Указывает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не установлено, какие права и законные интересы административного истца нарушены ФКУ Военный комиссариат Ульяновской области». Ссылается на то, что военный комиссариат не рассматривал заявление Куркина С.С. о поступлении на военную службу по контракту и, соответственно, у него не было возможности организовать проведение медицинского освидетельствования. Обращает внимание на то, что в ходатайстве начальника пункта отбора на военную службу по контракту содержится просьба о проведении медицинского освидетельствования Куркина С.С., а не об организации, как указано в решении суда.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом установлено, сто 04.02.2019 года Куркин С.С. обратился с заявлением в пункт отбора на военную службу по контракту с просьбой рассмотреть его кандидатуру для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключить с ним контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года с испытательным сроком три месяца. 

Из ходатайства начальника пункта отбора на военную службу по контракту, направленного 05.02.2019 военному комиссару г.Димитровграда, Мелекесскому и Новомалыклинскому районов Ульяновской области усматривается, что оно было направлено в отношении организации медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, рядового Куркина С.С. Такое же заявление в адрес Военного комиссара г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области 06.02.2019 поступило и от самого Куркина С.С.

Военным комиссариатом г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области Куркину С.С. 07.02.2019 было отказано в проведении повторного медицинского освидетельствования, поскольку граждане старше 27 лет, не проходящие военную службу и пребывающие в запасе, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, медицинскому освидетельствованию повторно не подлежат.

При рассмотрении дела суд пришел к правильному выводу о незаконности данного отказа.

Как следует из материалов дела, на основании решения призывной комиссии от 03.05.2005 Куркин С.С. был признан ограниченно годным к военной службе.

Согласно медицинским документам, предоставленным административным истцом из ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница», ГУЗ Ново-Майнская городская больница, Куркин С.С. состоял на учете с диагнозом «бронхиальная астма» с 2000 года по 2006 год. В 2006 году административный истец снят с учета, в настоящее время на диспансерном учете не состоит, диагностирована стойкая ремиссия, в лечении у пульмонолога не нуждается.

Таким образом ранее установленный заявителю при проведении ВВК диагноз в настоящее время отсутствует.

Согласно ч.1 и п.3 ч.2 ст.58, п.п. 1 и 3 ч.1 ст.61 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. В Российской Федерации, среди прочих видов медицинских экспертиз, проводится военно-врачебная экспертиза. Данная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью), а также решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (п. 1).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п.3 Закона).

Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, исходя из положений пункта 1 которого военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации  в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

Абзацем десятым подпункта «а» пункта 3 указанного Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возложено проведение медицинского освидетельствования граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Пунктом 69 этого же Положения о военно-врачебной экспертизе  закреплено, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Таким образом, действующее законодательство запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе, не предусматривает.

Другим путем восстановить свое право административный истец не имеет возможности.

Обращаясь в пункт отбора на военную службу по контракту, а также в Военный комиссариат г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области Куркин С.С. указывал, что намерен поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, и просил заключить с ним контракт.

Суд правомерно расценил факт подачи истцом заявления в пункт отбора на военную службу по контракту как начало процедуры отбора на военную службу по контракту, включающую в себя, в числе прочего, проведение медицинского освидетельствования.

Организация обследования и освидетельствования граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, действующим законодательством возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что прохождение Куркиным С.С. медицинского освидетельствования для определения категории годности к военной службе должно быть организовано именно ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», являющимся территориальным органом Министерства обороны РФ в Ульяновской области.

Решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 26 марта 2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: