УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сапрыкина Е.В. Дело № 33-2637/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
9 июля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Малофеевой Татьяны Николаевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 января
2019 года, с учетом дополнительного
решения от 20 марта 2019 года, по которому постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного
фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области
(межрайонное) засчитать Малофеевой Татьяне Николаевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости периоды работы в должности организатора внеклассной,
внешкольной воспитательной работы с детьми Российской средней школы с
03.09.1987 по 28.02.1997 и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Определить дату назначения Государственным учреждением -
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.
Ульяновска Ульяновской области (межрайонное)
Малофеевой Татьяне Николаевне досрочной страховой пенсии по старости с
23.11.2018.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения Малофеевой
Т.Н., поддержавшей доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Малофеева Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному
учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском
районе города Ульяновска Ульяновской области (далее – ГУ - УПФ РФ в Ленинском
районе города Ульяновска) о признании незаконным решения комиссии Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе и в городе
Новоульяновске Ульяновской области от 29 февраля 2012 года об отказе в
назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить в
специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
в связи с педагогической деятельностью период работы с 03.09.87 по 28.02.97
и назначить трудовую пенсию по старости с даты обращения.
В обоснование иска указала, что 25.11.2011 она обратилась в
Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и городе Новоульяновске
Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по
старости на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001
«О трудовых пенсиях», поскольку ее специальный стаж в связи с осуществлением
педагогической деятельности составил 25 лет.
В соответствии с решением от 29 февраля 2012 года комиссия
Управления Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и городе Новоульяновске
Ульяновской области (протокол № 124) отказала в назначении досрочной трудовой
пенсии в виду отсутствия требуемого специального (педагогического) стажа 25
лет.
Комиссия пришла к выводу о том, что период работы с
03.09.87 по 28.02.1997 (9 лет 5 месяцев 26 дней) в должности
организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы Российской средней
школы нельзя включить в педагогический стаж, так как данная должность не
предусмотрена разделом «Наименование должностей списка утвержденного
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, а согласно представленных
приказов не усматривается занятие заявителем штатной должности учителя в период
с 03.09.1987 по 28.02.1997 и выполнение нормы рабочего времени установленной за
ставку заработной платы.
Согласно данных трудовой книжки 03.09.1987 истица была назначена в порядке выдвижения на
должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы
Российской средней школы, но при этом фактически выполняла обязанности
заместителя директора по воспитательной работе с детьми, а также согласно
приказа РОНО №21 и Российской средней школы №49 от 23.12.89 занимала штатную
должность учителя математики, совмещая данные должности, выполняла норму
рабочего времени установленную за ставку заработной платы, что подтверждается
достоверно данными тарификационных ведомостей с 1988 года по 1996 год, справкой
Управления образования от 09.04.2012 о
заработке учитываемом при исчислении пенсии, а также многочисленными приказами.
Дополнительно указала, что об отказе в назначении пенсии она
узнала в конце марта 2012 года, когда привезла недостающие документы. С весны
2012 года по ноябрь 2018 года она с исковыми требованиями не обращалась, т.к.
сотрудник пенсионного фонда ей пояснил, что срока давности по такой категории
не имеется, все это время она осуществляла уход за больным сыном.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено МОУ
«Зеленорощинская средняя школа».
Рассмотрев исковые требования по
существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Малофеева Т.Н. не соглашается с
решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым
исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указала, что судом первой инстанции
неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и сделаны
выводы, прямо противоположенные доказательствам, исследованным в суде.
Не соглашается с выводами суда о том, что отсутствуют
доказательства о том, что она (Малофеева Т.Н.) занимала штатную должность
учителя математики в период с 03.09.1987
по 28.02.1997 и выполняла норму
рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, а также, что
отсутствуют достаточные доказательства совмещения должностей математики и
организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми.
В обоснование указывает на то, что судом не учтены положения
пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях
для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года
№ 781, согласно которым работа в должности учителя расположенных в сельской
местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних
(сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж
работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Выводы суда о том, что при обращении к ответчику с
заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии не были представлены выписки
приказов о выполнении работы в должности учителя математики и организатора
внеклассной и внешкольной работы не соответствуют действительности и
опровергаются материалами пенсионного дела.
Считает, что судом не дана надлежащая оценка пояснениям
свидетеля К*** Г.И.!% в части совмещения ей (Малофеевой Т.Н.) должности
организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми и учителя математики.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ГУ -
Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Ульяновска,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования МОУ
«Зеленорощинская средняя школа», извещенных о месте и времени судебного
заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
В соответствии со ст.39
Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью
1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых
пенсиях" (в редакции, действовавшей до 31.12.2018) право на страховую
пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины,
достигшие возраста 55 лет.
Согласно
пункту 19
части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее
достижения возраста, установленного статьей 8
настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25
лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо
от их возраста.
Из
материалов дела следует, что 25.11.2011 Малофеева (до брака Курбатова) Т.Н.
обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ
в Ульяновском районе и городе Новоульяновске Ульяновской области с заявлением о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст.27
Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях», поскольку стаж
педагогической работы составил 25 лет. К
заявлению были приложены: копия паспорта и выписки из приказов.
В срок до 25.02.2012 пенсионный орган предложил
заявителю предоставить дополнительные документы.
24.02.2012 Малофеевой Т.Н. были предоставлены
дополнительно: свидетельство о рождении ребенка, трудовая книжка, справка
уточняющая характер работы, свидетельство о браке.
При этом, справки о периодах работы (выписки из
приказов, дополнительно затребованные пенсионным органом), подтверждающие
специальный стаж предоставлены не были.
Комиссией по рассмотрению вопросов реализации
пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и
городе Новоульяновске Ульяновской области было принято решение от 29.02.2012
(протокол №124) об отказе в назначении Малофеевой Т.Н. досрочной трудовой
пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ
от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях», ввиду отсутствия требуемого специального (педагогического)
стажа 25 лет, при этом, педагогический стаж, дающий право на назначение
досрочной пенсии составил 15 лет 6 месяцев 7 дней.
При этом, пенсионным органом в специальный
стаж истицы не был включен период с 03.09.87 по 28.02.1997 (9 лет 5 месяцев 26 дней)
в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы
Российской средней школы, так как данная должность не предусмотрена разделом «
Наименование должностей списка утвержденного Постановлением Правительства РФ №
781 от 29.10 2002. Также согласно представленных приказов не усматривается
занятие заявителем штатной должности учителя в период с 03.09.1987 по
28.02.1997 и выполнение нормы рабочего времени установленной за ставку заработной
платы.
Не согласившись с данным решением Малофеева Т.Н.
23.11.2018 оспорила его в судебном порядке.
Согласно
части 2
статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых
пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая
пенсия по старости в соответствии с частью 1
настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности)
и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого
федерального закона,
засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов
в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной
работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3
статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
В
целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г.
N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля
2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается
страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы
(деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее -
постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом
"м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при
досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей, применяются:
-
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в
соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках
работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых
досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее
- Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со
статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей,
работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет
в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей
(далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей", с применением положений абзаца
третьего пункта 3 указанного постановления - для учета
соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31
декабря 2001 г. включительно;
-
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных
пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением
Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении
Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2
указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей
место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря
1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической
деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно записи в трудовой книжке Курбатовой
(Малофеевой) Т.Н., подтвержденными приказами, с 01.05.1987 она в порядке
перевода была принята в Российскую среднюю школу (в настоящее время
переименована МОУ «Зеленорощинская средняя школа») учителем математики (приказ
РОНО №21).
С 03.09.1987 на основании приказа Ульяновского
РОНО №8 от 03.09.1987 Курбатова (Малофеева) Т.Н. назначена в порядке выдвижения
организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы Российкой средней
школы, с 01.03.1997г. Малофеева Т.Н.
назначена заместителем директора школы по воспитательной работе с детьми
(приказ №9 от 01.03.1997).
Списком,
утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463
была предусмотрена должность организатор внеклассной и внешкольной воспитательной
работы с детьми.
Действующим
в настоящее время Списком,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, также
предусмотрена должность организатор внеклассной и внешкольной воспитательной
работы с детьми.
Приказом
Министерства Просвещения СССР от 30.04.1986 N 92 "Об организаторе
внеклассной и внешкольной воспитательной работы" определялись основные
обязанности по данной должности, к которым относились создание системы
внеурочной воспитательной работы с учащимися; вовлечение школьников в различные
кружки, секции, объединения в школе, во внешкольных учреждениях, по месту
жительства; участие в планировании внеурочной воспитательной работы, ее
организация и контроль за осуществлением.
В
соответствии с приложением к приказу Министерства просвещения СССР от 20
февраля 1978 года N 24 "Квалификационные характеристики
должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ,
органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений"
в должностные обязанности организатора внеклассной и внешкольной работы с
детьми входило планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы,
обеспечение и контроль ее выполнения; организация учебы актива школьников по отдельным
видам внеклассной работы; оказание методической помощи учителям, классным
руководителям, пионерскому, комсомольскому и ученическому активу в организации
внеклассной и внешкольной работы; организация обмена опытом работы классных
руководителей, обобщение и распространение передового опыта воспитательной
работы; установление связи с предприятиями и организациями, осуществляющими
шефство над школой, внешкольными учреждениями, жилищно-эксплуатационными
организациями в целях использования их для проведения воспитательных
мероприятий; организация вовлечения учащихся в различные кружки и секции в
школе и во внешкольных учреждениях.
Согласно
п. 4 Правил периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в
учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от
условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или
учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по
основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или
учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной
оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В
силу п. 10 Правил, работа в должности организатора внеклассной и внешкольной
воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы за период до
01.11.1999.
Из пояснений свидетеля К*** Т.И. следует, что истица была переведена в Российскую среднюю
школу в 1987 году учителем математики, а
в последующем она была назначена на должность организатора по воспитательной
работе, которая в настоящее время именуется, как завуч по воспитательной работе
с детьми. В обязанности Малофеевой Т.Н. входила вся работа с детьми,
патриотическое воспитание, организация и проведение всех школьных мероприятий.
Таким образом, верно установив, что спорный период работы в должности
организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми истица
осуществляла в общеобразовательной школе до 01.11.1999, суд обоснованно пришел к выводу о том, что период работы истицы с 03.09.1987 по
28.02.1997 (9 лет 5 мес. 26 дней) подлежит включению в специальный стаж,
независимо от объема выполнявшейся учебной нагрузки.
Доводы
апелляционной жалобы в части того, что судом не были приняты во внимание
представленные доказательства, в том числе и показания свидетеля К*** Т.И.
в части того, что в спорный период
истица занимала должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной
работы и должность учителя математики, при этом для включения спорного периода
в специальный стаж не требовалось выполнение полной учебной нагрузки, прямо
противоречат выводам суда и правового значения
для разрешения настоящей апелляционной жалобы не имеют.
Напротив,
суд в решении отметил, что работа в должности организатора внеклассной и внешкольной
воспитательной работы с детьми, имевшая место до 01.11.1999, засчитывается в специальный стаж независимо от
выполнявшейся нагрузки. При этом, судом также было учтено, что истица в оспариваемый
период выполняла должностные обязанности учителя математики.
С
учетом включения в специальный стаж периода работы с 03.09.1987 по 28.02.1997 у
Малофеевой Т.Н. имеется необходимый специальный стаж, требования о назначении
досрочной страховой пенсии по старости подлежат удовлетворению.
Требования о признании незаконным решения комиссии УПФ
РФ в Ульяновском районе и в городе Новоульяновске Ульяновской области от
29.02.2012 обоснованно судом оставлены без удовлетворения.
Так, из представленных Малофеевой Т.Н. пенсионному
органу документов следовало, что она занимала должность "организатора
внеклассной и внешкольной работы", т.е не предусмотренную разделом
«Наименование должностей списка утвержденного Постановлением Правительства РФ №
781 от 29.10 2002, тождество с
должностью "Организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми"
было установлено только в рамках рассмотрения данного спора.
При этом, Малофеевой Т.Н. не были представлены на
рассмотрение пенсионного органа
документы, подтверждающие то обстоятельство, что в спорный период она совмещала
должность учителя математики.
Также суд правильно учел и то, что в ходе
рассмотрения настоящего дела истицей
также не был предоставлен приказ о совмещении профессий, а тарификационные
ведомости за спорный период 1987-1997 годы предоставлены лишь частично, по
запросу суда.
Исходя из представленных МУ «Управление образования «Ульяновский
район» сведений: тарификации за 1987-1990 годы по Российской средней школе в
архиве Управления образования не значатся, в тарификации Российской средней
школы за 1991-1992 годы от 01.09.1991 затарифицировано 12 часов математики. В
тарификации от 01.12.1991 затарифицировано 12 часов математики. В тарификации с
01.05.1992 -12 часов математики. В тарификациях за 1993-1994 годы, 1994-1995
годы Малофеевой Т.Н. нет. Тарификации за 1995-1996 годы, 1996-1997 годы в
архиве Управления образования не значатся. В тарификации Зеленорощинской
средней школы от 01.09.1997
затарифицировано 12 часов - педагог организатор, математика. С 1 января
1998г. - педагог организатор, математика-12 часов.
Таким образом, из представленных тарификационных
ведомостей следует, что истица работала учителем математике только 1991-1992,
1992-1993, 1997-1998 учебные годы.
Документального подтверждения работы истицы в другие периоды учителем
математики нет.
С учетом вышеизложенного, суд правомерно определил
дату, с которой истице должна быть назначена досрочная страховая пенсия по
старости в связи с осуществлением педагогической деятельности - 23.11.2018, т.е.
с даты обращения истицы в суд с настоящим иском.
Правовых оснований для назначения Малофеевой Т.Н.
досрочной страховой пенсии по старости с даты ее первоначального обращения в
пенсионный орган с заявлением о
назначении пенсии с 25.11.2011, не имеется, поскольку назначение пенсии производится на
заявительной основе с представлением
всех необходимых документов. Так, истицей при первоначальном обращении не были
представлены все документы, а вопрос о тождественности наименования должностей
был разрешен только в настоящем судебном процессе с представлением
дополнительных документов, соответственно отказ в назначении истице пенсии с
25.11.2011 как пенсионным органом, так и судом был правомерным.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе сводятся к
несогласию с принятым судом решением, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 января 2019 года, с учетом
дополнительного решения от 20 марта 2019 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Малофеевой Татьяны
Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: