Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 11.07.2019 под номером 81874, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Самсонова Н.В.                                                                   Дело № 33-2534/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   25 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 февраля 2019 года, с учетом определения того же суда от 11 апреля 2019 года об исправлении описки, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Куклева Владимира Петровича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Куклева Владимира Петровича, ***г.р., проживающего по адресу: ***, д.***, кв.*** г.У***, лекарственными препаратами *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 15.10.2018, *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 14.11.2018, *** в количестве 2 упаковки по выписанному рецепту от 14.11.2018, медицинскими изделиями: *** в количестве по 0,2 упаковки по выписанным рецептам от 25.06.2018, 12.10.2018.

Решение в части возложения обязанности обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Куклева В.П., возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Куклева В.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование исковых требований указал, что Куклев В.П., *** г.р., наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Городская больница № 3» с диагнозом: ***.

Куклеву В.П. был выписан рецепт (серия 731815 №31648) на получение лекарственного препарата *** в количестве 1 упаковки.

Куклеву В.Г1. был выписан рецепт (серия 731815 №35139) на получение лекарственного препарата *** в количестве 1 упаковки.

Куклеву В.П. был выписан рецепт (серия 731815 №35140) на получение лекарственного препарата *** в количестве 2 упаковок.

25.06.2018, 12.10.2018 были выписаны рецепты (серия 731815 №19069 и серия 731815 № 31507 соответственно) на получение *** в количестве по 0,2 упаковки.

При этом согласно отчету АО «Ульяновскфармация» о получении лекарственных средств льготником Куклев В.П. названными выше медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по рецептам не обеспечен. Права Куклина В.П. на льготное получение данных медицинских изделий и лекарственных средств грубо нарушены.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Куклева Владимира Петровича, ***г.р., лекарственными препаратами *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 15.10.2018, *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 14.11.2018, *** в количестве 2 упаковки по выписанному рецепту от 14.11.2018, медицинскими изделиями - *** в количестве по 0,2 упаковки по выписанным рецептам от 25.06.2018, 12.10.2018.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Ссылаясь на постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», указывает, что вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также по отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства. По мнению автора жалобы, необеспечение Куклева В.П. медицинскими изделиями – *** и лекарственными препаратами «***», «***» «***» возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям контракта. Поясняет, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Куклев В.П. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Просит учесть, что медицинские изделия, лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Вместе с тем обращает внимание на то, что увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Добавляет, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Куклева В.П., в связи с завершением финансового года.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ***, наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Городская больница № 3» с диагнозом «***».

По сообщению Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Куклев В.П. имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет федерального и регионального бюджета, в том числе лекарственными препаратами: ***, ***, ***, а также медицинскими изделиями - ***.

Врачами ГУЗ «Городская поликлиника №3» Куклеву В.П. были выписаны рецепты от 15.10.2018 на получение лекарственного препарата *** в количестве 1 упаковки, 14.11.2018 рецепт на получение лекарственного препарата *** в количестве 1 упаковки, 14.11.2018 рецепт на получение лекарственного препарата *** в количестве 2 упаковки, 25.06.2018, 12.10.2018 были выписаны рецепты на получение *** в количестве по 0,2 упаковки.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственного препарата истец не был обеспечен данными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Куклева В.П. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименован – ***.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Куклева В.П. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Куклева В.П. необходимыми ему лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных медицинских изделий выполнило, невыдача же данных изделий истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Куклеву В.П. бесплатно лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения только в количестве, назначенном лечащим врачом, выдача данных изделий впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истец постоянно нуждается в применении указанных медицинских изделий для определения уровня сахара в крови сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился, и обеспечить истца лекарственных препаратов медицинскими изделиями по рецептам за прошедший год у ответчика не имеется возможности.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 февраля 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи