УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Самсонова Н.В.
Дело № 33-2534/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
25
июня 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Казаковой М.В.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре Абросимовой А.В.
с участием прокурора Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 февраля 2019 года, с
учетом определения того же суда от 11 апреля 2019 года об исправлении описки,
по которому постановлено:
исковые требования прокурора Железнодорожного района г.
Ульяновска в интересах Куклева Владимира Петровича к Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о
возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области обеспечить Куклева Владимира Петровича, ***г.р.,
проживающего по адресу: ***, д.***, кв.*** г.У***, лекарственными препаратами ***
в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 15.10.2018, *** в количестве
1 упаковки по выписанному рецепту от 14.11.2018, *** в количестве 2 упаковки по
выписанному рецепту от 14.11.2018, медицинскими изделиями: *** в количестве по
0,2 упаковки по выписанным рецептам от 25.06.2018, 12.10.2018.
Решение в части возложения обязанности обеспечения
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями подлежит немедленному
исполнению.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Куклева В.П.,
возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего
решение законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах
Куклева В.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности
обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование исковых требований указал, что Куклев В.П., ***
г.р., наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Городская
больница № 3» с диагнозом: ***.
Куклеву В.П. был выписан рецепт (серия 731815 №31648) на
получение лекарственного препарата *** в количестве 1 упаковки.
Куклеву В.Г1. был выписан рецепт (серия 731815 №35139) на
получение лекарственного препарата *** в количестве 1 упаковки.
Куклеву В.П. был выписан рецепт (серия 731815 №35140) на
получение лекарственного препарата *** в количестве 2 упаковок.
25.06.2018, 12.10.2018 были выписаны рецепты (серия 731815
№19069 и серия 731815 № 31507 соответственно) на получение *** в количестве по
0,2 упаковки.
При этом согласно отчету АО «Ульяновскфармация» о получении
лекарственных средств льготником Куклев В.П. названными выше медицинскими
изделиями и лекарственными препаратами по рецептам не обеспечен. Права Куклина
В.П. на льготное получение данных медицинских изделий и лекарственных средств
грубо нарушены.
Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области обеспечить Куклева Владимира Петровича, ***г.р., лекарственными
препаратами *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 15.10.2018, ***
в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 14.11.2018, *** в количестве
2 упаковки по выписанному рецепту от 14.11.2018, медицинскими изделиями - *** в
количестве по 0,2 упаковки по выписанным рецептам от 25.06.2018, 12.10.2018.
Рассмотрев данный спор, суд
принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в
соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от
20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение
и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом
исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов
реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания
экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты
являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским
изделием. Ссылаясь на постановление Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»,
указывает, что вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также по
отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию
Министерства. По мнению автора жалобы, необеспечение Куклева В.П. медицинскими
изделиями – *** и лекарственными препаратами «***», «***» «***» возникло по
вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по
условиям контракта. Поясняет, что обеспечение медицинскими изделиями и
лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в
рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному
решению. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и
Куклев В.П. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями,
лекарственными препаратами. Просит учесть, что медицинские изделия,
лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Вместе
с тем обращает внимание на то, что увеличить дозировку и выписывать лекарства и
медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство
лечащего врача не обязывает. Добавляет, что Министерство не имеет возможности
профинансировать обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями Куклева В.П., в связи с завершением финансового года.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ***, наблюдается в
Государственном учреждении здравоохранения «Городская больница № 3» с диагнозом
«***».
По сообщению Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области, Куклев В.П. имеет право на льготы
в части лекарственного обеспечения за счет федерального и регионального
бюджета, в том числе лекарственными препаратами: ***, ***, ***, а также медицинскими
изделиями - ***.
Врачами ГУЗ «Городская поликлиника №3» Куклеву В.П. были
выписаны рецепты от 15.10.2018 на получение лекарственного препарата *** в
количестве 1 упаковки, 14.11.2018 рецепт на получение лекарственного препарата ***
в количестве 1 упаковки, 14.11.2018 рецепт на получение лекарственного
препарата *** в количестве 2 упаковки, 25.06.2018, 12.10.2018 были выписаны
рецепты на получение *** в количестве по 0,2 упаковки.
В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация»
лекарственного препарата истец не был обеспечен данными лекарственными
препаратами и изделиями медицинского назначения.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении
на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению
Куклева В.П. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд правильно
пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него
обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными
препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении
прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,
других поступлений.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля
1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право
на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого
гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона,
набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень
лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных
препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных
комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки
формирования таких перечней.
В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден
перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении
которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименован – ***.
При разрешении спора суд правильно исходил из того, что
обязанность по организации обеспечения Куклева В.П. бесплатно на период
амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит
на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными
на законе и фактических обстоятельствах дела.
Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области
о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком,
несостоятельны.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по
назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке
льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских
изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской
области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Куклева
В.П. необходимыми ему лекарственными препаратами и изделиями медицинского
назначения, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных
медицинских изделий выполнило, невыдача же данных изделий истцу произошла по
вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием
в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в
том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями
бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к
группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует
обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами
лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности,
утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение
граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение
государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной
услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от
17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными
препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только
заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского
назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной
сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.
Доказательств того, что Министерство выполнило данную
обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено
доказательств и того, что невыдача Куклеву В.П. бесплатно лекарственных
препаратов и изделий медицинского назначения по льготным рецептам произошла по
вине АО «УльяновскФармация».
Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы
апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен
лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения только в
количестве, назначенном лечащим врачом, выдача данных изделий впрок ничем не
предусмотрена.
Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика
обеспечить истца лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения
только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что
истец постоянно нуждается в применении указанных медицинских изделий для
определения уровня сахара в крови сверх установленной нормы, не имеется.
Не является юридически значимым и не ставит под сомнение
правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того,
что финансовый 2018 год закончился, и обеспечить истца лекарственных препаратов
медицинскими изделиями по рецептам за прошедший год у ответчика не имеется
возможности.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 февраля 2019 года, с учетом
определения того же суда об исправлении описки от 11 апреля 2019 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи