УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Зеленцова И.А.
Дело № 33-2553/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 2
июля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.
с участием прокурора Данилова Е.В.
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 12 марта 2019 года,
по которому постановлено:
Признать незаконными
действия ГУЗ «Николаевская РБ» по отказу выписать Б*** М*** Э*** рецепты на
получение бесплатных *** в ноябре и декабре 2018 года.
Признать незаконными бездействия
Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении
Б*** М*** Э*** бесплатно *** по выданным
рецептам в марте 2018г ( на 2 упаковки), сентябре 2018г. (на 2 упаковки), октябре 2018г. (на 2 упаковки).
Обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Б*** М*** Э***, ***
года рождения, *** по выданным
рецептам в марте 2018г. (рецепт от 16.03.2018г. на 2 упаковки), в сентябре 2018г. (рецепт от 27.09.2018г. на
2 упаковки), в октябре 2018г. (рецепт от 22.10.2018г. на 2
упаковки).
Обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Б*** М*** Э***, *** года рождения, *** в соответствии с назначением врача.
Обязать ГУЗ «Николаевская
РБ» выписывать Б*** М*** Э***, *** года рождения, рецепты на бесплатное получение *** в
соответствии с назначением врача.
Решение суда, изложенное
в абзацах 3, 4 и 5, обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора
Данилова Е.В., возражавшего против
доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Николаевского района Ульяновской области в
интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Б*** М*** Э*** обратился в суд с
иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области признании незаконными бездействий по не обеспечению ***, возложению обязанности обеспечить за прошлое время и
обеспечивать ***, к ГУЗ Николаевская районная больница о
признании незаконным бездействия по
отказу выписать рецепты на ***, возложению обязанности выписывать рецепты на ***.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной
проверки установлено, что Б*** М.Э., *** года рождения, является ребенком-
инвалидом, инвалидность установлена на срок до ***, состоит на учете в ГУЗ «Николаевская РБ» с
диагнозом «***». В связи с данным заболеванием нуждается в обеспечении
изделиями медицинского назначения - ***.
На Министерство здравоохранения Ульяновской области
возложена обязанность по реализации
мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и
медицинскими изделиями по рецептам определенных групп населения, к числу
которых относится Б*** М.Э.
В соответствии с назначением
врача эндокринологического отделения ГУЗ «Ульяновская областная детская
клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф.
Горячева», Б*** М.Э. рекомендовано
осуществлять контроль *** с обязательным ведением дневника самоконтроля.
Как установлено в ходе
проверки, в ноябре 2018 и декабре 2018
года несовершеннолетнему Б*** М.Э. ежемесячные рецепты на *** врачом ГУЗ «Николаевская РБ» не выписывались.
По
выписанным льготным рецептам от 16.03.2018 (на 2 упаковки), 27.09.2018 (на 2
упаковки), 22.10.2018 (на 2 упаковки) Б*** М.Э. *** в общем количестве 6
упаковок не был обеспечен.
Б*** М.Э., как
ребёнок-инвалид, страдающий ***, имеет право на получение всех необходимых ему
лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе и ***.
Данное право является неотъемлемым и не может быть ограничено отсутствием
денежных средств в бюджете Ульяновской области или отсутствием заявки поданной
медицинской организацией.
На основании изложенного,
прокурор просил: признать незаконным бездействие ГУЗ «Николаевская РБ» по выдаче Б*** М.Э. рецептов на получение бесплатных ***
в ноябре 2018 года и декабре 2018 года; признать незаконным
бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области выразившееся в не
обеспечении Б*** М.Э. бесплатно ***, в следующие периоды: март 2018 года в количестве 2 упаковки ,
сентябрь 2018 года в количестве 2 упаковки, октябрь 2018 года в количестве 2
упаковки; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно
обеспечить Б*** М.Э. *** за период март
2018 года в количестве 2 упаковки, сентябрь 2018 года в количестве 2 упаковки,
октябрь 2018 года в количестве 2 упаковки; обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Б*** М.Э. *** в
соответствии с медицинскими показаниями; обязать ГУЗ «Николаевская РБ»
выписать Б*** М.Э. рецепты на бесплатное получение *** в соответствии с
медицинскими показаниями.
На основании ст. 212 ГПК РФ,
прокурор просил решение суда в частях 3,4,5 исковых требований обратить к немедленному
исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к
значительному ущербу для здоровья истца, поскольку ежедневный *** при помощи
данных медицинских изделий являются жизненно необходимым для ребенка-инвалида.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части
удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской
области, принять по делу новый судебный акт в данной части.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70
Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об
утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных
препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера
заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами и не может быть
назначено по судебному решению. Считает, что суд и прокуратура не могут решать
вместо лечащего врача, какое медицинское изделие и какой лекарственный препарат должен быть
назначен и в какой дозировке. Просит
учесть, что медицинские изделия, лекарственные препараты имеют срок годности и
не подлежат запасам впрок. Дополняет, что Министерство не имеет возможности
профинансировать обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями Б*** М.Э. по рецептам 2018 года в связи с завершением финансового
года. Добавляет, что Министерство не может тратить целевые денежные средства
для закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий впрок.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Николаевского
района Ульяновской области, просит оставить решение суда без изменения, жалобу
– без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон,
извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим
образом.
В
соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
При разрешении требований суд правильно определил характер
спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и
обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы,
соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам
дела.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской
помощи предусмотрены нормами статьи 37
Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской
помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми
заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими
опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается
диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Согласно постановлению Правительства РФ от
01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и
перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «Сахарный
диабет» включен в указанный перечень.
Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и
категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства
и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N
890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за
счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных
средств, а также средств диагностики больным диабетом.
Таким образом,
бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном
лечении как лекарственных средств, так и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной
гарантией Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетний Б*** М*** Э***, *** года рождения, является ***–инвалидом в
связи с заболеванием «***», состоит на
диспансерном учете в ГУЗ «Николаевская РБ».
Согласно выписных эпикризов, Б*** М.Э. необходимо ***
сахара в крови!%.
ГУЗ «Николаевская РБ» была направлена заявка в
Министерство здравоохранения Ульяновской области на обеспечение Б*** М.Э. в
течение 2018 года *** в количестве ***
16.03.2018, 27.09.2018, 22.10.2018 Б*** М.Э. были выписаны рецепты на получение бесплатно медицинских изделий - ***, каждый рецепт на *** упаковки. По выписанным
рецептам Б*** М.Э. не был обеспечен ***
в полном объеме.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
на территории Ульяновской области на
2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых
населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний,
при амбулаторном лечении которых лекарственные
препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с перечнем
групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного
питания и медицинские изделия отпускаются по
рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.
В соответствии с
п.2 Порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом
Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных
бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их
учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов,
изделий медицинского назначения осуществляется лечащим врачом, фельдшером,
акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно п. 2.1
Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан,
утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за
предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского
назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При
обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач
(фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на
лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов,
медицинских изделий, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России
(п.2.3).
Следовательно,
действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения
граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения за счет
средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на
основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и
объем необходимого больному лекарственного препарата, наименование и количество
изделий медицинского назначения.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из
вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что
обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице
уполномоченных органов.
На данные органы возложена и обязанность
контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств
медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их
оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных
мероприятий.
Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана
надлежащая правовая оценка, ***огданов!% М.Э. изделиями медицинского назначения – *** по рецептам
от 16.03.2018, 27.09.2018, 22.10.2018
обеспечен не был.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении
обязанности на Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области по обеспечению несовершеннолетнего
Б*** М.Э. изделиями *** в
количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах,
суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством здравоохранения Ульяновской
области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными
необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении
прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по
организации обеспечения бесплатно на период лечения как лекарственными
препаратами, так и изделиями медицинского назначения лежит как на учреждении здравоохранение, где
наблюдается истец, так и на Министерстве
здравоохранения Ульяновской области. При этом, свою обязанность медицинское учреждение выполнило в полном
объеме, выписав 16.03.2018, 27.09.2018 и 22.10.2018 Б*** М.Э. рецепты на
бесплатное получение изделий
медицинского назначения – ***.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными
на законе и фактических обстоятельствах дела.
Так, фактическое
обеспечение истца необходимыми ему изделиями медицинского
назначения в данном случае зависит от
реальной обеспеченности выписанных рецептов медицинскими изделиями
(наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности
Министерства здравоохранения Ульяновской области.
Исходя из
вышеизложенного, суд правильно принял
решение, возложив на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по обеспечению Б*** М.Э.
***.
При этом, ответчик не представил суду доказательства того, что по указанному
им контракту обеспечение льготной категории граждан изделиями медицинского назначения, в
частности *** было полным и их
невыдача Б*** М.Э. по предъявленным рецептам произошло по вине АО «Ульяновск
Фармация».
Поскольку
необходимость обеспечения истца указанными
изделиями медицинского назначения носит постоянный характер, соответственно обеспечение ими по
рецептам от 16.03.2018, 27.09.2018 и
22.10.2018 в текущем году
не приведет к тому, что Б*** М.Э.
будет ими обеспечен свыше необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение Б*** М.Э. медицинскими изделиями по судебному
решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.
В остальной части доводы
апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по
существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у
судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении
заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые
обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных
законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Николаевскго района Ульяновской области, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской
области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований
к ГУЗ «Николаевская РБ» сторонами не
оспаривается.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Николаевского районного суда Ульяновской области от 12 марта 2019 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи