Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 02.07.2019, опубликован на сайте 23.07.2019 под номером 81797, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, обязании обеспечения своевременного оформления рецептов и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шапарева И.А.                                                                          Дело № 33-2606/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        2 июля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 09 апреля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Цильнинского  района Ульяновской области в интересах   Корниловой    Тамары  Александровны к   Министерству здравоохранения Ульяновской области   удовлетворить.

Признать  незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области  по обеспечению  Корниловой Тамары   Александровны  медицинскими изделиями - ***, ***.

Обязать Министерство здравоохранения  Ульяновской области  обеспечить    Корнилову    Тамару  Александровну   медицинскими изделиями  - по  рецепту    серии    ***    от    17.01.2019   года  препаратом  ***; по  рецепту    ***    от    11.12.2018   года  препаратом ***; по  рецепту    серии    ***    от    11.12.2018   года  препаратом ***; по  рецепту    серии    ***    от    22.11.2018   года  препаратом  ***;  по  рецепту    серии    ***    от    22.11.2018   года  препаратом ***;  по  рецепту    серии    ***    от    20.09.2018   года  препаратом ***, в объеме, установленном  в соответствии с медицинскими показаниями.

В удовлетворении требований  прокурора Цильнинского района Ульяновской области к Акционерному обществу «УльяновскФармация»,  Государственному учреждению здравоохранения «Большенагаткинская районная больница»  отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения  прокурора Данилова Е.В., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Цильнинского  района Ульяновской области обратился в суд с уточненным  иском  в интересах  Корниловой  Тамары    Александровны   к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Большенагаткинская РБ», АО «УльяновскФармация» о признании бездействия незаконным, обязании  обеспечить своевременное оформление рецептов  и получение лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями, указав, что в ходе прокурорской проверки установлено нарушение права  Корниловой  Т.А. на льготное лекарственное обеспечение.

Корнилова  Т.А., ***  года рождения, является инвалидом *** группы и   состоит на учете в ГУЗ "Большенагаткинская РБ"  с диагнозом:  «***»,  в  связи   с  этим   ей  жизненно   необходим прием   лекарственных   препаратов: ***, ***.   Однако указанными препаратами  по рецептам от 17.01.2019, 11.12.2018, 22.11.2018 и 20.09.2018  Корнилова Т.А. обеспечена не была.  

В аптечном пункте АО «УльяновскФармация», расположенном по адресу: ул. Территория больницы, д. 11, с. Большое Нагаткино, Цильнинского района, Ульяновской области, в выдаче лекарственных препаратов по рецептам врача         Корниловой    Т.А.  было отказано по причине их отсутствия.

Прокурор считает, что  гарантированное законом право  Корниловой  Т.А.   на льготное лекарственное обеспечение было нарушено в результате бездействия ответчиков. В связи с чем,   просил  признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Большенагаткинская РБ» по обеспечению   Корниловой   Т.А.   вышеуказанными медицинскими изделиями; обязать ГУЗ «Большенагаткинская РБ» обеспечить своевременное оформление рецептов Корниловой  Т.А. на указанные  лекарственные препараты  в соответствии с медицинским показаниями и обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить   Корнилову    Т.А.  лекарственными препаратами: ***, *** по   рецептам    серии    ***    от    17.01.2019; серии    ***   ***    от    11.12.2018; серии    ***    от    11.12.2018;    серии    ***    от    22.11.2018;  серии    ***5    от    22.11.2018;  ***    от    20.09.2018, в объеме, установленном  в соответствии с медицинскими показаниями.

 

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенне решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда в части признания бездействия Министерства по обеспечению  Корниловой Т.А. лекарственными препаратами  - ***, *** незаконным; возложения обязанности по обеспечению    Корниловой    Т.А.   лекарственными препаратами:  по  рецепту    ***    от    17.01.2019    ***; по  рецепту    серии    ***    от    11.12.2018   ***; по  рецепту    серии    ***    от    11.12.2018    ***; по  рецепту    серии    ***    от    22.11.2018   ***;  по  рецепту    серии    ***    от    22.11.2018   ***;  по  рецепту    от    20.09.2018    ***, в объеме, ***    установленном  в соответствии с медицинскими показаниями, считает его незаконным и необоснованным. Просит его отменить в указанной части, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Полагает, что необеспечение Корниловой Т.А. лекарственными препаратами по рецептам, указанным в исковом заявлении возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям контракта.

Обращает внимание на то, что рецепты на лекарственные препараты, действительны в течение одного месяца со дня выдачи, в связи с этим Министерство не имеет возможности выдать данные лекарственные препараты, вследствие истечения срока годности указанных в решении суда рецептов.

Считает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться, в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Корнилова Т.А. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Просит учесть, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.

Дополняет, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Корнилову Т.А. в связи с завершением финансового года. Добавляет, что Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий впрок.  

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района  Ульяновской области, просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Корнилова Тамара Александровна, *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию, состоит на учете в ГУЗ «Большенагаткинская РБ» с диагнозом: «***».

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у Корниловой Т.А.  заболеванием ей   назначено лечение и выписаны лекарственные  препараты по рецептам от: 17.01.2019  - ***;  11.12.2018  - ***;   11.12.2018 - ***;     22.11.2018 -  ***;  22.11.2018 - ***; 20.09.2018 -  ***.

Однако по указанным рецептам истица  данными препаратами обеспечена не была.

Данный факт  ответчик не оспаривал и доказательств обратного суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что Корнилова Т.А. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истицы  лекарственными препаратами по назначению врача: по рецепту от 17.01.2019  - ***;  по рецепту от 11.12.2018  - ***;  по рецепту от  11.12.2018 - ***;  по рецепту от    22.11.2018 -  ***; по рецепту от   22.11.2018 - ***; по рецепту от 20.09.2018 -  ***.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Корниловой Т.А. необходимыми ей лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке препаратов: ***, *** выполнило, невыдача же указанных препаратов истице произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача Корниловой Т.А. бесплатно лекарственных препаратов по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истицу лекарственными препаратами только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истица постоянно нуждается в приеме данных препаратов, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена ими сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился и обеспечить истицу по  рецептам  датированным 2018 годом, т.е. за прошедший год у ответчика не имеется возможности, поскольку это не освобождает ответчика от обязательств по обеспечению льготной категории граждан бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 09 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи