Судебный акт
Об освобождении от взыскания исполнительского сбора
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 09.07.2019 под номером 81700, 2-я гражданская, Об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Челбаева Е.С.                                                                   Дело № 33а-2354/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                25 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 7 марта 2019 года, по которому постановлено:

администрации муниципального образования «Барышский район» в удовлетворении административного иска к отделу судебных приставов по Барышскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.  

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

администрация муниципального образования «Барышский район» обратилась в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что в ОСП по Барышскому району УФССП России по Ульяновской области находится на исполнении исполнительный лист, выданный Барышским городским судом Ульяновской области по делу                №2-838/2015 о возложении на администрацию муниципального образования «Барышский район» обязанности произвести, согласовать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и предоставить в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора расчет вероятного вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении, разработать и согласовать в Средне-Поволжском управлении Ростехнадзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения, получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения на реке Сызранка, в 1,6 км по направлению на северо-запад от северной границы ***.

Считает исполнение решения суда невозможным в связи с наличием обстоятельств, препятствующих этому, а именно: требованием Ростехнадзора и Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры осуществить дополнительные действия, не указанные в решении суда произвести осмотр гидротехнического сооружения и составить декларацию безопасности.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Барышский район» просит отменить решение суда как незаконное. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске. Указывает на невозможность исполнения решения суда в связи с требованием Ростехнадзора и Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой осуществить дополнительные действия, не указанные в решении суда. Администрацией в целях исполнения данных требований был организован осмотр гидротехнического сооружения на территории Барышского района, однако осуществить необходимые действия до паводкового периода не представляется возможным.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая требования административного истца, суд верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, проверил доводы сторон и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для освобождения администрации муниципального образования от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с положениями ст.30 Федерального закона от 02.10.2007          № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч.1 ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено право суда при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

То есть, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

При этом единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.

Как установлено судом, решением Барышского городского суда от 02.11.2015 на администрацию муниципального образования «Барышский район» возложена обязанность в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения на р.Сызранка, в 1,6 км по направлению на северо-запад от северной границы *** и согласовывать его с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред; в семимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу представить указанный  согласованный расчет в уполномоченный орган - Средне-Поволжское управление Ростехнадзора для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности; в двенадцатимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения на р.Сызранка, в 1,6 км по направлению на северо-запад от северной границы ***.

Решение суда вступило в законную силу 26.01.2016 г. Установленный решением срок исполнения истек 26.01.2017.

19.09.2018 исполнительный документ поступил на исполнение в ОСП по Барышскому району Ульяновской области УФССП России по Ульяновской области, и 24.09.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определением Барышского городского суда Ульяновской области от 15.10.2018 должнику была предоставлена отсрочка исполнения решения до 31.12.2018.  

Поскольку в установленный срок администрация муниципального образования «Барышский район» не исполнила требования исполнительного документа, 13.02.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора 50 000 руб.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, суд правомерно указал на отсутствие установленных законом оснований для освобождения административного ответчика от взыскания исполнительского сбора.

Судом обоснованно принят во внимание факт неисполнения должником решения суда более двух лет.

Как усматривается из материалов дела, предоставленный в решении Барышского городского суда Ульяновской области от 02.11.2015 срок 12 месяцев для исполнения администрацией муниципального образования «Барышский район» судебного решения, а также отсрочка, предоставленная определением Барышского городского суда Ульяновской области от 15.10.2018, не были использованы должником для исполнения возложенных на него решением суда обязанностей.

Довод административного истца о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Согласно п.7 ст.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда является одним из принципов административного судопроизводства, а в силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Таким образом, на администрации лежала обязанность доказать наличие уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, наличие непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения, то есть отсутствие вины в неисполнении решения в установленный срок, что административным истцом выполнено не было.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным. Нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 7 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                      Судьи