Судебный акт
Обеспечение лкарствеными препаратами
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 16.07.2019 под номером 81674, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                Дело № 33-2531/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   25 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 марта 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Миначевой Лилии Шамильевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными средствами удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Миначеву Лилию Шамильевну лекарственным препаратом и медицинскими изделиями:

*** 0,2 упаковки по рецепту от 16.01.2018 №7318761079; *** 1 упаковка по рецепту от 16.01.2018 №7318761080; *** 0,2 упаковки по рецепту от 14.02.2018 №7318763272; *** 0,8 упаковки по рецепту от 20.03.2018 №7318765548; *** 0,2 упаковки по рецепту от 20.03.2018 №7318765549; *** 0,2 упаковки по рецепту от 10.04.2018 №7318767103; *** 1 упаковка по рецепту от 10.04.2018 №7318767104; *** 0,2 упаковки по рецепту от 22.06.2018 №73187612162; *** 0,2 упаковки по рецепту от 27.07.2018 №73187614510; *** 0,2 упаковки по рецепту от 30.08.2018 №73187616693; *** 0,2 упаковки по рецепту от 24.09.2018 №73187618328; *** 1 упаковка по рецепту от 24.09.2018 №73187618329; *** 100МЕ/мл/3 мл 0,8 упаковки по рецепту от 24.10.2018 №73187620424. 

В остальной части требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Миначевой Л.Ш. с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской  области об обеспечении лекарственными средствами.  В обоснование требований указал, что  Миначева Л.Ш. является инвалидом *** группы, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Чердаклинская РБ» с диагнозом «***» и имеет право на льготное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, тем не менее, выписанные ей с января 2018 года по настоящее времяне обеспечены. Просил обязать  ответчика обеспечить Миначеву Л.Ш. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями: *** 0,2 упаковки по рецепту от 16.01.2018 №7318761079; *** 1 упаковка по рецепту от 16.01.2018 №7318761080; *** 0,2 упаковки по рецепту от 14.02.2018 №7318763272; *** 100МЕ/мл/3мл 0,2 упаковки по рецепту от 20.03.2018 №7318765547; *** 0,8 упаковки по рецепту от 20.03.2018 №7318765548; *** 0,2 упаковки по рецепту от 20.03.2018 №7318765549; *** 0,2 упаковки по рецепту от 10.04.2018 №7318767103; *** 1 упаковка по рецепту от 10.04.2018 №7318767104; *** 0,2 упаковки по рецепту от 22.06.2018 №73187612162; *** 100МЕ/мл/3мл 0,2 упаковки по рецепту от 27.07.2018 №72187614508; *** 0,2 упаковки по рецепту от 27.07.2018 №73187614510; *** 0,2 упаковки по рецепту от 30.08.2018 №73187616693; *** 0,2 упаковки по рецепту от 24.09.2018 №73187618328; *** 1 упаковка по рецепту от 24.09.2018 №73187618329; *** 100МЕ/мл/3 мл 0,8 упаковки по рецепту от 24.10.2018 №73187620424.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена ГУЗ «Чердаклинская районная больница».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались истребуемые лекарственные средства согласно соответствующему государственному контракту. Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Ссылаясь на Региональную медицинскую информационную систему, указывает, что обеспечение Миначевой Л.Ш. лекарственными препаратами «***», «***», и медицинскими изделиями – *** и *** Министерством осуществляется. Полагает, что не обеспечение истца лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.  Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другим лекарственным препаратом. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарствами по причине завершения 2018 финансового года. Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок. 

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Миначева Л.Ш. является инвалидом *** группы и наблюдается в ГУЗ «Чердаклинская ЦРБ» с диагнозом «***», в связи с чем нуждается в применении по льготным рецептам лекарственных препаратов ***, а также медицинских изделий – *** и ***.

Из представленных ГУЗ «Чердаклинская РБ» сведений следует, что      Миначевой Л.Ш.нуждается в следующих препаратах, на которые ей выписывались рецепты: *** 0,2 упаковки по рецепту от 16.01.2018 №7318761079; *** 1 упаковка по рецепту от 16.01.2018 №7318761080; *** 0,2 упаковки по рецепту от 14.02.2018 №7318763272; *** 100МЕ/мл/3мл 0,2 упаковки по рецепту от 20.03.2018 №7318765547; *** 100МЕ/мл/3 мл 0,8 упаковки по рецепту от 20.03.2018 №7318765548; *** 0,2 упаковки по рецепту от 20.03.2018 №7318765549; *** 0,2 упаковки по рецепту от 10.04.2018 №7318767103; *** 1 упаковка по рецепту от 10.04.2018 №7318767104; *** 0,2 упаковки по рецепту от 22.06.2018 №73187612162; *** 100МЕ/мл/3мл 0,2 упаковки по рецепту от 27.07.2018 №72187614508; *** 0,2 упаковки по рецепту от 27.07.2018 №73187614510; *** 0,2 упаковки по рецепту от 30.08.2018 №73187616693; *** 0,2 упаковки по рецепту от 24.09.2018 №73187618328; *** 1 упаковка по рецепту от 24.09.2018 №73187618329; *** 100МЕ/мл/3 мл 0,8 упаковки по рецепту от 24.10.2018 №73187620424.

Указанные рецепты до настоящего времени аптекой не обеспечены по причине отсутствия в наличии данных лекарственных препаратов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Миначевой Л.Ш., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011     № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лекарственное обеспечение граждан возло­жено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвер­жденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, Министер­ство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекар­ственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе медицинской помощи, включая обращение медицинских изделий, оказание государственных услуг в сфере здравоохранения.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального разви­тия РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обраще­нии гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим социально значимыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» сахарный *** включен в перечень соци­ально значимых заболеваний.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств больным ***.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

На основании вышеприведённых правовых норм, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области (ранее – Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области), утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, Министерство является исполнительным органом государ­ственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

В соответствии с п.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

На основании изложенного полномочиями в сфере здравоохранения, в частности, сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами на территории Ульяновской области обладает, прежде всего, Министерство здравоохранения Ульяновской области (ранее - Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области).

В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что Миначева Л.Ш. по выписанным рецептам врача на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий не была обеспечена в полном объеме, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Довод Министерства об отсутствии возможности выдать спорный лекарственный препарат по причине истечения срока действия выписанных лечащим врачом рецептов, несостоятелен, поскольку Миначева Л.Ш., в связи с имеющимся у неё заболеванием, нуждается в постоянном приёме данного препарата.

Иные доводы, приведённые Министерством в апелляционной жалобе, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ч.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: