Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 16.07.2019 под номером 81642, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                           Дело № 33-2394/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        25 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 февраля 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 8 апреля 2019 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска  удовлетворить частично.

Обязать  Министерство здравоохранения Ульяновской области   обеспечить Поляйкина Анатолия Алексеевича лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения: *** по рецепту от 19.06.2018, *** по рецепту от 09.08.2018, 18.09.2018, *** по рецепту от 09.08.2018, 18.09.2018, *** по рецепту от 14.08.2018, 17.09.2018, 11.10.2018, *** по рецепту от 17.09.2018, 11.10.2018, 20.11.2018, *** от 11.10.2018, 20.11.2018, *** от 11.10.2018, *** по рецептам от 20.06.2018, 10.07.2018, 09.08.2018, 18.09.2018

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Поляйкина А.А., прокурора Данилова Е.В., возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Поляйкина А.А.,  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской  области об обеспечении лекарственными  препаратами.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой проведена проверка по факту нарушения прав Поляйкина А.А.  на льготное лекарственное обеспечение, в ходе которой установлено, что по медицинским показаниям Поляйкину А.А.  необходимо применение определенного ряда лекарственных препаратов, которые ему выписывались лечащим врачом. Так Поляйкин А.А.  должен был быть обеспечен ответчиком бесплатно лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения: *** по рецепту от 19.06.2018, *** по рецепту от 09.08.2018, 18.09.2018, *** по рецепту от 09.08.2018, 18.09.2018, *** по рецепту от 14.08.2018, 17.09.2018, 11.10.2018, *** от 17.09.2018, 11.10.2018, 20.11.2018, *** от 11.10.2018, 20.11.2018, *** от 11.10.2018, *** от 20.11.2018, *** от 20.11.2018, *** от 20.06.2018, 10.07.2018, 09.08.2018, 18.09.2018. До настоящего времени Поляйкин А.А. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по указанным рецептам не обеспечен.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Поляйкина А.А. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения: *** по рецепту от 19.06.2018, *** по рецепту от 09.08.2018, 18.09.2018, *** по рецепту от 09.08.2018, 18.09.2018, *** по рецепту от 14.08.2018, 17.09.2018, 11.10.2018, *** по рецепту от 17.09.2018, 11.10.2018, 20.11.2018, *** от 11.10.2018, 20.11.2018, *** от 11.10.2018, *** по рецепту от 20.11.2018, *** по рецепту от 20.11.2018, *** по рецептам от 20.06.2018.

 

Рассмотрев по существу заявленные требований, суд принял вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственными препаратами, медицинскими изделиями. Считает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производится, в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Полагает, что необеспечение Поляйкина А.А. медицинским изделием – *** и лекарственными препаратами «***», «***», «***» ***», «***», «***», «***», «***» по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям контракта.

Обращает внимание на то, что рецепты на лекарственные препараты, действительны в течение одного месяца со дня их выдачи, в связи с этим Министерство не имеет возможности выдать данные лекарственные препараты, вследствие истечения срока годности.

Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Поляйкин А.А. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Просит учесть, что медицинские изделия, лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Дополняет, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Поляйкина А.А. в связи с завершением финансового года. Добавляет, что Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий впрок.  

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района города Ульяновска, просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, представителей третьих лиц АО «УльяновскФармация», Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 4»,  извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Поляйкин Анатолий Алексеевич, *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию, состоит на учете в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом: «***».

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимися у Поляйкина А.А. заболеваниями ему  назначено лечение и выписаны  препараты и изделия медицинского назначения: *** по рецепту от 19.06.2018, *** по рецепту от 09.08.2018, 18.09.2018, *** по рецепту от 09.08.2018, 18.09.2018, *** по рецепту от 14.08.2018, 17.09.2018, 11.10.2018, *** по рецепту от 17.09.2018, 11.10.2018, 20.11.2018, *** от 11.10.2018, 20.11.2018, *** от 11.10.2018, *** по рецепту от 20.11.2018, *** по рецепту от 20.11.2018, *** по рецепту от 20.06.2018.

Однако по указанным рецептам истец  данными препаратами, изделиями медицинского назначения обеспечен не был.

Данный факт  ответчиком не оспаривался и доказательств обратного суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что Поляйкин А.А. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истца  лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по назначению врача: *** по рецепту от 19.06.2018, *** по рецепту от 09.08.2018, 18.09.2018, *** по рецепту от 09.08.2018, 18.09.2018, *** по рецепту от 14.08.2018, 17.09.2018, 11.10.2018, *** по рецепту от 17.09.2018, 11.10.2018, 20.11.2018, *** от 11.10.2018, 20.11.2018, *** от 11.10.2018, *** по рецепту от 20.11.2018, *** по рецепту от 20.11.2018, *** по рецептам от 20.06.2018.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение Поляйкина А.А. необходимыми ему лекарственными препаратами, а также изделиями медицинского назначения, тем более, что Министерство обязанность по закупке препаратов: : ***   выполнило, невыдача же указанных препаратов и изделий медицинского назначения истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача Поляйкину А.А. бесплатно лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истец постоянно нуждается в приеме данных препаратов, соответственно оснований полагать, что истец будет обеспечен ими сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился и обеспечить истца по  рецептам  датированным 2018 годом, т.е. за прошедший год у ответчика не имеется возможности, поскольку это не освобождает ответчика от обязательств по обеспечению льготной категории граждан бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 февраля 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 8 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи