Судебный акт
Обеспечение инвалида изделиями медицинского назначения
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 16.07.2019 под номером 81640, 2-я гражданская, об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственные средства и медицинские изделия в соответствии с медицинскими показаниями и обязании обеспечить медицинскими изделиями по рецепту, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Трубачева И.Г.                                                                         Дело № 33-2467/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        25 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 марта 2019 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Якушову Марию Егоровну, *** г.р., изделиями медицинского назначения по рецепту от 25.07.2018 *** а именно: *** количество единиц 0.1.

В остальной части иска и в иске к ГУЗ «Ульяновская районная больница» об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов Якушовой Марии Егоровне на изделия медицинского назначения в соответствии с медицинскими показаниями  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действую в интересах  в интересах Якушовой М.Е., обратился в суд с иском к ГУЗ «Ульяновская районная больница», Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов, обязании обеспечить  изделиями медицинского назначения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка по обращению инвалида *** группы Якушовой М.Е., *** года рождения, в ходе которой установлено, что истица наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница». Якушова М.Е. неоднократно  обращалась в ГУЗ «Ульяновская районная больница» за выпиской рецептов на бесплатное получение лекарственных препаратов. Так, 25.07.2018 Якушовой М.Е.  выписан рецепт от 25.07.2018 *** на получение  изделия медицинского назначения - ***.  Между тем, в аптечном пункте АО «УльяновскФармация» в выдаче указанного изделия медицинского назначения в соответствии с выписанными рецептами лечащего врача Якушовой М.Е. отказано по причине их отсутствия в наличии.

Просил обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» обеспечить своевременное оформление рецептов Якушовой М.Е. на медицинские изделия в соответствии с медицинскими показаниями. Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Якушову М.Е. медицинскими изделиями по рецепту от 25.07.2018 ***  *** количество единиц 0.1.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Таким образом, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Ссылается на постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», согласно которому  вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также по отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства, поскольку Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области и не является  медицинской организацией, фармацевтической компанией.

Полагает, что необеспечение Якушовой М.Е. медицинскими изделиями – *** по рецепту, указанному в исковом заявлении возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям контракта.

Считает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Якушова М.Е. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

Просит учесть, что медицинские изделия, лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.

Дополняет, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение медицинскими изделиями Якушову М.Е. в связи с завершением финансового года. Добавляет, что Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки данных медицинских изделий впрок.  

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  Якушова М.Е., *** года рождения,  является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница» с диагнозом***.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у Якушовой М.Е. заболеванием лечащим врачом были выдан рецепт на получение изделий медицинского назначения*** (10 штук или 0,1 упаковки по рецепту от 25.07.2018 серии ***). 

Из-за отсутствия изделий медицинского назначения в аптеках АО «УльяновскФормация» истица не имела возможности получить указанные изделия на основании выписанного лечащим врачом рецепта.

Данный факт  ответчиком не оспаривался и доказательств обратному суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что  Якушова М.Е. имеет право на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истицы изделиями медицинского назначения: *** (10 штук или 0,1 упаковки по рецепту от 25.07.2018 ***).

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Якушовой М.Е. необходимыми ей изделиями медицинского назначения, тем более, что Министерство обязанность по закупке *** выполнило, невыдача же данных изделий истице произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача Якушовой М.Е.  бесплатно изделий медицинского назначения  по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена изделиями медицинского  назначения только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данных изделий  впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования обязал ответчика обеспечить истицу изделиями медицинского назначения только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. А учитывая то, что  истица постоянно нуждается в приеме ***, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена ***  сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился и обеспечить истицу по  рецепту от  25.07.2018, т.е. за прошедший год у ответчика не имеется возможности.

Учитывая то, что доказательств нарушения ГУЗ «Ульяновская районная больница» прав истицы на своевременное оформление рецептов на изделия медицинского назначения суду не представлено, в иске к данному ответчику отказано в полном объеме.

Решение суда в данной части сторонами не оспаривалось.   

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи