Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 01.07.2019 под номером 81553, 2-я гражданская, об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственные средства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лёшина И.В.                                                                             Дело № 33-2498/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        25 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Чурбановой         Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13 марта 2019 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения   Ульяновской области обеспечить  *** года рождения,

- лекарственным препаратом  *** по рецептам: от 05.02.2018 серии ***, от 21.08.2018 серии *** от 17.09.2018 серии ***);

- лекарственным препаратом *** по рецепту от 17.01.2019 серии ***).  

В удовлетворении  исковых требований прокурора  Ульяновского района Ульяновской области в интересах ребенка-инвалида Гирфанова Рифата Шамилевича к государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению  своевременного оформления рецептов на лекарственные средства  в соответствии с медицинскими показаниями,  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ульяновского района  Ульяновской области в интересах ребенка-инвалида ***  обратился в суд с иском государственному учреждению «Ульяновская районная больница» (далее – ГУЗ «Ульяновская РБ»), Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности по обеспечению своевременного оформления рецептов на лекарственные средства в соответствии с медицинскими показаниями, обеспечению лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГУЗ «Ульяновская РБ», в связи с имеющимися заболеваниями нуждается в лекарственных препаратах ***. На указанные препараты лечащим врачом несовершеннолетнему  были выписаны льготные рецепты. Однако, лекарственными препаратами по таким рецептам несовершеннолетний обеспечен не был по причине их отсутствия в наличии в аптечной сети АО «УльяновскФармация». Прокурор просил обязать: ГУЗ «Ульяновская РБ» обеспечить своевременное оформление рецептов *** на лекарственные средства и медицинские изделия в соответствии с медицинскими показаниями; Министерство здравоохранения Ульяновской области - обеспечить *** лекарственными препаратами: *** по рецептам  от 05.02.2018, 21.08.2018, 17.09.2018, ***» - по рецепту  от 17.01.2019.  

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерство) не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. По мнению автора жалобы, необеспечение *** лекарственным препаратом ***» по рецептам, указанным в исковом заявлении возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям государственного контракта. Обращает внимание, что обеспечение лекарственными препаратами по рецептам, срок годности которых истек, невозможно. Полагает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Отмечает, что медицинские показания могут измениться, и *** возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Просит учесть, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение лекарственными препаратами *** по спорным рецептам в связи с завершением 2018 финансового года.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела*** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГУЗ «Ульяновская РБ» с диагнозом ***.

05.02.2018,  21.08.2018,  17.09.2018 Гирфанову Р.Ш. были выписаны льготные рецепты на лекарственный препарат ***», а 17.01.2019 – на лекарственный препарат ***.

Однако *** указанными лекарственными препаратами по названным льготным рецептам обеспечен не был в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя частично заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению *** лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Раздел «Группы населения» Перечня предусматривает, что детям-инвалидам все лекарственные препараты отпускаются бесплатно. В раздел «Категории заболеваний» включено заболевание ***; лица, страдающие данным заболеванием, обеспечиваются бесплатно необходимыми для лечения лекарственными препаратами.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения *** бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 названного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, вступившим в силу с 01.01.2019, на которое содержится ссылка в жалобе, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16.11.2018 Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (пункт 20);

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 21);

организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 48);

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится ***

При этом оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость *** в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить *** лекарственными препаратами по рецептам 2018 года в связи с окончанием 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи