Судебный акт
Оспаривание предписания
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 02.07.2019 под номером 81547, 2-я гражданская, о признании незаконным и отмене предписания от 16.11.2018 г., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Челбаева Е.С.                                                                      Дело № 33а-2336/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                  25 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по ветеринарному  и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 18 марта 2019 года, по которому постановлено:

административное исковое заявление Филиппова Юрия Васильевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание № УЛ-05/55 от 16.11.2018,  вынесенное государственным  инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашской  Республике и Ульяновской  области Забегалиным Дмитрием Анатольевичем.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области                Салаевой И.Г. и государственного  инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашской  Республике и Ульяновской  области Забегалина Д.А., поддержавших  доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Филиппов Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному инспектору отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Забегалину Д.А, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской  области о признании незаконным и  отмене предписания № УЛ-05/55 от 16.112018.

В обоснование  требований  указал, что проверка, в результате которой было вынесено оспариваемое предписание, была проведена с нарушениями положений Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008. В частности, проверка была проведена без согласования с прокуратурой, хотя проверялась его деятельность как индивидуального предпринимателя. Кроме этого, государственный инспектор Забегалин Д.А. фактически на земельный участок по месту проведения проверки не выезжал, а ограничился  лишь информацией, предоставленной госинспектором Чернышевым С.Б. В акте проверки неверно указана площадь одного из двух земельных участком, где выявлено нарушение. В предписании неверно указано, что земельный участок находится в  его собственности.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы по ветеринарному  и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области не соглашается с решением суда.

Указывает, что согласование с органами прокуратуры на проведение  документарных проверок не требуется. В рамках проведения внеплановой проверки по контролю за исполнением предписания  на осмотр земельного участка выезжал государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Чернышев С.Б., при осмотре было установлено невыполнение предписания, поскольку рекультивация на земельном участке не проведена. В ходе осмотра была произведена фотосъемка, установлены и зафиксированы координаты и площадь нарушенных участков. У государственного инспектора Забегалина Д.А. не было оснований не доверять государственному инспектору Чернышеву С.Б. и имеющимся материалам дела.

Проверка проводилась не по анонимному сообщению, а в связи с поступлением информации о нарушении земельного законодательства из Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, по обращению Ивановой Т.Ю. с указанием ее E-mail.

Не соглашается с выводом суда о том, что Филиппов Ю.В. арендует земельный участок как индивидуальный предприниматель.

В возражениях на  апелляционную жалобу  представитель  Филиппова Ю.В. – Демура Н.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме представителя  Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области                и государственного  инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Чувашской  Республике и Ульяновской  области Забегалина Д.А другие лица, участвующие в деле, не явись, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее,  судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого по делу решения.

Судом установлено, что 6 августа 2018 года Управлением Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области проведена проверка соблюдения законодательства  в области государственного земельного надзора.

По результатам  которой, посчитав, что  Филиппов Ю.В., являясь арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в результате своего действия (бездействия) допустил самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади 489 кв.м, 15.08.2018 Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области выдало ему предписание в срок до 12.10.2018  провести рекультивацию нарушенных земельных участков.

По распоряжению Управления Россельхознадзора от 07.09.2018  № 05/73176 в период с 22.10.2018  по 16.11.2018 проведена внеплановая проверка с целью контроля исполнения предписания от 15.08.2018. 

По результатам повторной проверки Филиппов Ю.В. привлечен Управлением к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания от 15.08.2018, а 16.11.2018 ему  выдано новое предписание № УЛ-05/55. Согласно данному предписанию собственнику земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  Филиппову Ю.В. необходимо в срок до 15.05.2019  провести рекультивацию нарушенного  земельного участка с координатами № ***, площадью 387 кв.м и земельного участка с координатами № ***, площадью 102 кв.м.

Мировым судьей судебного участка № 1 Барышского района Барышского судебного  района Ульяновской области  производство  по делу об административном правонарушении по  ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ  (неисполнение  в срок предписания от 15.08.2018 об обязании  проведения рекультивации нарушенных земельных участков) в отношении Филиппова Ю.В. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава  административного  правонарушения.

Удовлетворяя  административные требования  Филиппова Ю.В. суд первой инстанции обоснованно  пришел к выводу о незаконности  и отмене  предписания от 16.11.2018.

Судебная  коллегия соглашается с данным выводом.

Филиппов Ю.В. зарегистрирован  в 2007 году в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности  является выращивание зерновых культур.

20.08.2015 между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и АО «Загаринский»  был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу; ***. В соответствии с Соглашением о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 27.10.2015 права арендатора от АО «Загаринское» перешли к индивидуальному предпринимателю Филиппову Ю.В. Срок пользования определен по 20.08.2025.

Таким образом, установлено, что Филиппов Ю.В. владеет земельным участком с кадастровым номером *** на основании договора аренды и как субъект предпринимательства.

Однако, несмотря на это,  как правильно указал суд первой инстанции, предписание выдано не индивидуальному предпринимателю, а физическому лицу Филиппову Ю.В.

Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного зе­мельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Адми­нистративный регламент), утв. приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591, определяет последовательность и сроки административных процедур (действий) Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор, орган государственного надзора) при исполнении государственной функции по осуществлению государственного зе­мельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу п. 69 Административного регламента внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпункте 2, подпункте 3 пункта 68 Административного регламента, проводится после согласования с органом прокура­туры. Аналогичные требования содержит Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзо­ра)» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В  суде установлено и не оспаривалось  административными ответчиками, что проверка, назначенная распоряжением Управления Россельхознадзора от 7 сентября 2018 года, проводилась без согласования с органом прокуратуры, что противоречит приведенным выше нормативным актам и  влечет её незаконность. Незаконность проверки, в свою очередь влечет за собой незаконность выданного в результате этой проверки предписания.

Кроме этого по смыслу п. 15 и п. 16 указанного выше Административного регламента выдача предписаний является следствием установления наличия (либо отсутствия) нарушений со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и пр. по результатам проведения проверки.

Вывод о неисполнении Филипповым Ю.В. предписания от 15.08.2018, отраженный в акте проверки от 16.11.2018, должностным лицом Управления Россельхознадзора Забегалиным Д.А. сделан на основании устной информации, переданной ему со слов инспектора Чернышева С.Б. Сам Забегалин Д.А. непосредственно на место не выез­жал, земельный участок не осматривал, измерения не производил, координатные точки не определял.

Данное обстоятельство не позволяло Забегалину Д.А., фактически не проводившему проверку, с достоверностью установить наличие вины              Филиппова Ю.В. в совершении указанного правонарушения и вынести соответствующее предписание.

Из статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Поскольку основанием для вынесения в отношении Филиппова Ю.В. оспариваемого предписания послужили результаты проверки, признанной судом проведенной с грубым нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ и Административного регламента, утв. приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591,  суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности  предписания.

Судебная коллегия обращает внимание, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области от               28 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ  (самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы)  в отношении Филиппова Ю.В. отменено и возвращено  на новое рассмотрение. До настоящего времени  Филиппов Ю.В. не привлечен к административный ответственности  по ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ.

Доводы апелляционной  жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно и мотивированно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося решения.

В силу изложенного, решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 18 марта  2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному  и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий         

 

Судьи: