Судебный акт
О назначении пенсии за выслугу лет
Документ от 25.06.2019, опубликован на сайте 01.07.2019 под номером 81545, 2-я гражданская, о включении в стаж периодов службы в органах внутренних дел, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                           Дело № 33-2391/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        25 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Фаизова Руслана Рашитовича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Фаизова Руслана Рашитовиа к УМВД России по Ульяновской области о включении стаж в органах внутренних дел, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, в льготном исчислении периода службы по призыву в Вооруженных силах РФ, в органах уголовно-исполнительной системы, признании права  на назначение и назначении пенсии за выслугу лет отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя  Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области Лукьяновой И.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Фаизов Р.Р.  обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее – УМВД России по Ульяновской области) о включении стаж в органах внутренних дел, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, в льготном исчислении периода службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации, в органах уголовно-исполнительной системы, назначении пенсии за выслугу лет.  В обоснование иска указал, что он в период с 31.12.1996 г. по 08.12.2010 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы (с 31.12.1996 по 30.12.2004 в ИК-2, в СИЗО-1, на различных аттестованных должностях) и органах внутренних дел с 31.12.2004 по 08.12.2010. Уволился с должности *** дежурной части отдела милиции №1 (по обслуживанию Железнодорожного района) УВД по г. Ульяновску в звании старшего лейтенанта милиции по основанию, предусмотренному пунктом «а» части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (по собственному желанию). Согласно выписке из приказа УВД Ульяновской области №489л/с от 07.12.2010 его календарная выслуга лет для выплаты единовременного пособия на 08.12.2010 составляла 14 лет 08 месяцев 11 дней. Из записи в трудовой книжке следует, что он служил непрерывно в органах внутренних дел 13 лет 11 месяцев 07 дней. Расчет стажа (выслуги лет) в льготном исчислении (с учетом периода военной службы по призыву - с 28.06.1995 по 02.10.1996 (с 28.06.1995 по 07.12.1995, с 01.08.1996 по 02.10.1996) и участия в боевых действиях (в зоне вооруженного конфликта) на территории Чеченской Республики - с 08.12.1995 по 31.07.1996, периода службы в уголовно-исполнительной системе сотрудником кадрового подразделения не производился. С произведенным ответчиком расчетом стажа он не согласен. Считает, что на день увольнения из органов внутренних дел (08.12.2010) с учетом стажа в льготном исчислении (более 20 лет) имел право на назначение пенсии за выслугу лет. Просил обязать ответчика включить в стаж в органах внутренних дел, дающий право на назначение пенсии по выслуге срока службы (за выслугу лет), период службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации с 28.06.1995 по 07.12.1995 в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня государственной службы (10 месяцев 20 дней); включить в стаж в органах внутренних дел, дающий право на назначение пенсии по выслуге срока службы (за выслугу лет), период службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации с 01.08.1996 по 02.10.1996 в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня государственной службы (4 месяца 04 дня); включить в стаж в органах внутренних дел, дающий право на назначение пенсии по выслуге срока службы (за выслугу лет), период службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации - участия в боевых действиях (в зоне вооруженного конфликта) на территории Чеченской Республики) с 08.12.1995 по 31.07.1996 в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца (23 месяца 12 дней или 1 год 11 месяцев 12 дней); включить в стаж в органах внутренних дел, дающий право на назначение пенсии по выслуге срока службы (за выслугу лет), период службы в органах уголовно-исполнительной системы с 31.12.1996 по 01.01.2005 из расчета один месяц службы за полтора месяца (12 лет 02 дня); признать за ним право на назначение пенсии по выслуге срока службы (за выслугу лет) с учетом стажа в органах внутренних дел в льготном и календарном исчислении более 20 лет и обязать ответчика назначить ему пенсию по выслуге срока службы (за выслугу лет).

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, УФСИН России по Ульяновской области, Войсковую часть 3034, и рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Фаизов Р.Р. не соглашается с решением суда, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Полагает, что судом оставлены без оценки его доводы о том, что период военной службы по призыву подлежит зачету в общий трудовой стаж и в стаж государственной гражданской службы в льготном исчислении – один день военной службы за два дня работы. Необоснованным считает и вывод суда об отсутствии правовых оснований для включения в выслугу лет в органах внутренних дел в льготном исчислении (один месяц военной службы за три месяца) периода с 08.12.1995 по 31.07.1996 службы по призыву в Чеченской Республике в зоне вооруженного конфликта. По мнению автора жалобы, незаконным является и вывод суда об отсутствии оснований для включения в стаж в льготном исчислении периода службы в уголовно-исполнительной системе с 31.12.1996 по 01.07.1997 в качестве стажера по должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности Учреждения ЮИ-78/2 УИН УВД Ульяновской области по той причине, что первое звание было присвоено ему (истцу) только 30.06.1997. Обращает внимание, что в указанный период он проходил службу в качестве стажера по должности ***, в связи с чем дата присвоения ему соответствующего звания не имеет правового и доказательственного значения.

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Фаизов Р.Р. проходил военную службу по призыву с 28.06.1995 по 02.10.1996, во время которой в период с 08.12.1995 по 31.07.1996 принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики.

В период с 31.12.1996 по 01.01.2005 Фаизов Р.Р. проходил службу в уголовно-исполнительной системе Ульяновской области на должностях ***.

С 01.01.2005 истец откомандирован для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Ульяновской области на основании приказа начальника учреждения ИЗ-73/1 УИН МЮ РФ по Ульяновской области № 72 л от 27.12.2004.

Первое специальное звание - рядовой внутренней службы, истцу присвоено приказом ЮИ-78/2 УВД Ульяновской области № 148 л/с от 30.06.1997, с 01.07.1997.

Таким образом, Фаизов Р.Р. непрерывно проходил службу в уголовно-исполнительной системе и органах внутренних дел с 31.12.1996 по 08.12.2010; уволен из органов внутренних дел 08.12.2010 по пункту «а» части 7 статьи 19 (по собственному желанию) Закона Российской Федерации «О милиции».

Из материалов личного дела истца (представления к увольнению из органов внутренних дел, листа беседы с увольняемым, рапорта истца), усматривается, что на  день увольнения - 08.12.2010 выслуга лет Фаизова Р.Р. для получении выходного пособия составляла 14 лет 08 месяцев 11 дней, в календарном исчислении – 15 лет 02 месяца 11 дней, в льготном исчислении – 18 лет 11 месяцев 11 дней.

Полагая, что ответчик неверно произвел расчет выслуги лет, что лишило его права на назначение пенсии за выслугу лет, Фаизов Р.Р. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Вопреки доводам жалобы, суд обоснованно не усмотрел правовых оснований для включения периода службы истца по призыву  в рядах Вооруженных сил в выслугу лет для назначения пенсии  в льготном исчислении.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии, регламентируются Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее – Закон № 4468-1).

В соответствии со статьей 1 Закона № 4468-1 его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

Частью 2 статьи 18 Закона № 4468-1 предусмотрено, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18).

Абзацем первым пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Поскольку перечень периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях в соответствии с названным постановлением, является исчерпывающим и не содержит периода службы в Чеченской Республике с 08.12.1995 по 31.07.1996, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявленный истцом период срочной военной службы в Чеченской Республике засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел в календарном исчислении из расчета один день службы за один день.

При этом суд правильно исходил из того, что поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всем военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, то военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

Пунктом 1 постановления  Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается, в том числе служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР, в войсках национальной гвардии Российской Федерации в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

Согласно подпункту «г» пункта 3 постановления  Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации подлежит зачету на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) служба в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях (кроме указанных в подпункте «в» данного пункта), следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20.07.1992.

Из приведенных выше положений закона суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в льготном порядке (один месяц службы за полтора месяца) служба в исправительных учреждениях исчисляется только лицам рядового и начальствующего состава.

Так как первое специальное звание – «рядовой внутренней службы» - присвоено Фаизову Р.Р. с 01.07.1997, то периоды его службы в уголовно-исполнительной системе подлежали зачету в выслугу лет в льготном исчислении после указанной даты, а службы с 31.12.1996 по 30.06.1997 года  в качестве стажера по должности *** Учреждения ЮИ78/2 - в календарном исчислении.

Доводы апелляционной жалобы о том, что период службы истца стажером по должности *** Учреждения ЮИ78/2 подлежали зачету на момент увольнения в выслугу лет в льготном исчислении независимо от наличия специального звания, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации.

Таким образом, порядок и особенности прохождения службы в уголовно-исполнительной системе установлены специальными нормативными правовыми актами, а именно Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее - Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 года №76.

Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 данного Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не мог считаться сотрудником органов внутренних дел до момента назначения на должность и присвоения специального звания.

Поскольку в период с 31.12.1996 по 30.06.197 истец Фаизов Р.Р. не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанные периоды он не являлся.

Тот факт, что в настоящее время ответчик произвел зачет спорного периода службы стажером в выслугу лет истца в льготном исчислении, основанием к отмене судебного решения также не является, так как у истца отсутствует выслуга лет, продолжительность которой дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фаизова Руслана Рашитовича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи