УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Матвеева Л.Н.
Дело № 33-2391/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 25 июня 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Казаковой М.В.,
судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Фаизова Руслана Рашитовича на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 21 февраля 2019 года, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Фаизова Руслана
Рашитовиа к УМВД России по Ульяновской области о включении стаж в органах
внутренних дел, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, в льготном
исчислении периода службы по призыву в Вооруженных силах РФ, в органах
уголовно-исполнительной системы, признании права на назначение и назначении пенсии за выслугу
лет отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Управления Министерства внутренних дел
Российской Федерации по Ульяновской области Лукьяновой И.Б., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Фаизов Р.Р. обратился
в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по
Ульяновской области (далее – УМВД России по Ульяновской области) о включении
стаж в органах внутренних дел, дающий право на назначение пенсии по выслуге
лет, в льготном исчислении периода службы по призыву в Вооруженных силах Российской
Федерации, в органах уголовно-исполнительной системы, назначении пенсии за
выслугу лет. В обоснование иска указал,
что он в период с 31.12.1996 г. по 08.12.2010 проходил службу в органах
уголовно-исполнительной системы (с 31.12.1996 по 30.12.2004 в ИК-2, в СИЗО-1,
на различных аттестованных должностях) и органах внутренних дел с 31.12.2004 по
08.12.2010. Уволился с должности *** дежурной части отдела милиции №1 (по
обслуживанию Железнодорожного района) УВД по г. Ульяновску в звании старшего
лейтенанта милиции по основанию, предусмотренному пунктом «а» части 7 статьи 19
Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (по собственному
желанию). Согласно выписке из приказа УВД Ульяновской области №489л/с от
07.12.2010 его календарная выслуга лет для выплаты единовременного пособия на
08.12.2010 составляла 14 лет 08 месяцев 11 дней. Из записи в трудовой книжке
следует, что он служил непрерывно в органах внутренних дел 13 лет 11 месяцев 07
дней. Расчет стажа (выслуги лет) в льготном исчислении (с учетом периода
военной службы по призыву - с 28.06.1995 по 02.10.1996 (с 28.06.1995 по
07.12.1995, с 01.08.1996 по 02.10.1996) и участия в боевых действиях (в зоне
вооруженного конфликта) на территории Чеченской Республики - с 08.12.1995 по
31.07.1996, периода службы в уголовно-исполнительной системе сотрудником
кадрового подразделения не производился. С произведенным ответчиком расчетом
стажа он не согласен. Считает, что на день увольнения из органов внутренних дел
(08.12.2010) с учетом стажа в льготном исчислении (более 20 лет) имел право на
назначение пенсии за выслугу лет. Просил обязать ответчика включить в стаж в
органах внутренних дел, дающий право на назначение пенсии по выслуге срока
службы (за выслугу лет), период службы по призыву в Вооруженных силах
Российской Федерации с 28.06.1995 по 07.12.1995 в льготном исчислении из
расчета один день военной службы за два дня государственной службы (10 месяцев
20 дней); включить в стаж в органах внутренних дел, дающий право на назначение
пенсии по выслуге срока службы (за выслугу лет), период службы по призыву в
Вооруженных силах Российской Федерации с 01.08.1996 по 02.10.1996 в льготном
исчислении из расчета один день военной службы за два дня государственной
службы (4 месяца 04 дня); включить в стаж в органах внутренних дел, дающий
право на назначение пенсии по выслуге срока службы (за выслугу лет), период
службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации - участия в боевых
действиях (в зоне вооруженного конфликта) на территории Чеченской Республики) с
08.12.1995 по 31.07.1996 в льготном исчислении из расчета один месяц военной
службы за три месяца (23 месяца 12 дней или 1 год 11 месяцев 12 дней); включить
в стаж в органах внутренних дел, дающий право на назначение пенсии по выслуге
срока службы (за выслугу лет), период службы в органах уголовно-исполнительной
системы с 31.12.1996 по 01.01.2005 из расчета один месяц службы за полтора
месяца (12 лет 02 дня); признать за ним право на назначение пенсии по выслуге
срока службы (за выслугу лет) с учетом стажа в органах внутренних дел в льготном
и календарном исчислении более 20 лет и обязать ответчика назначить ему пенсию
по выслуге срока службы (за выслугу лет).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора,
УФСИН России по Ульяновской области, Войсковую часть 3034, и рассмотрев исковые
требования по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Фаизов Р.Р. не соглашается с решением
суда, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Полагает, что
судом оставлены без оценки его доводы о том, что период военной службы по
призыву подлежит зачету в общий трудовой стаж и в стаж государственной
гражданской службы в льготном исчислении – один день военной службы за два дня
работы. Необоснованным считает и вывод суда об отсутствии правовых оснований
для включения в выслугу лет в органах внутренних дел в льготном исчислении
(один месяц военной службы за три месяца) периода с 08.12.1995 по 31.07.1996
службы по призыву в Чеченской Республике в зоне вооруженного конфликта. По
мнению автора жалобы, незаконным является и вывод суда об отсутствии оснований
для включения в стаж в льготном исчислении периода службы в
уголовно-исполнительной системе с 31.12.1996 по 01.07.1997 в качестве стажера
по должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности Учреждения
ЮИ-78/2 УИН УВД Ульяновской области по той причине, что первое звание было
присвоено ему (истцу) только 30.06.1997. Обращает внимание, что в указанный
период он проходил службу в качестве стажера по должности ***, в связи с чем
дата присвоения ему соответствующего звания не имеет правового и
доказательственного значения.
В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по
Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную
жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие истца и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фаизов
Р.Р. проходил военную службу по призыву с 28.06.1995 по 02.10.1996, во время
которой в период с 08.12.1995 по 31.07.1996 принимал участие в боевых действиях
на территории Чеченской Республики.
В период с 31.12.1996 по 01.01.2005 Фаизов Р.Р. проходил
службу в уголовно-исполнительной системе Ульяновской области на должностях ***.
С 01.01.2005 истец откомандирован для дальнейшего
прохождения службы в органах внутренних дел Ульяновской области на основании
приказа начальника учреждения ИЗ-73/1 УИН МЮ РФ по Ульяновской области № 72 л
от 27.12.2004.
Первое специальное звание - рядовой внутренней службы, истцу
присвоено приказом ЮИ-78/2 УВД Ульяновской области № 148 л/с от 30.06.1997, с
01.07.1997.
Таким образом, Фаизов Р.Р. непрерывно проходил службу в
уголовно-исполнительной системе и органах внутренних дел с 31.12.1996 по 08.12.2010;
уволен из органов внутренних дел 08.12.2010 по пункту «а» части 7 статьи 19 (по
собственному желанию) Закона Российской Федерации «О милиции».
Из материалов личного дела истца (представления к увольнению
из органов внутренних дел, листа беседы с увольняемым, рапорта истца),
усматривается, что на день увольнения -
08.12.2010 выслуга лет Фаизова Р.Р. для получении выходного пособия составляла
14 лет 08 месяцев 11 дней, в календарном исчислении – 15 лет 02 месяца 11 дней,
в льготном исчислении – 18 лет 11 месяцев 11 дней.
Полагая,
что ответчик неверно произвел расчет выслуги лет, что лишило его права на
назначение пенсии за выслугу лет, Фаизов Р.Р. обратился в суд с настоящим
иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела,
закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым,
пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Вопреки доводам жалобы, суд обоснованно не усмотрел правовых
оснований для включения периода службы истца по призыву в рядах Вооруженных сил в выслугу лет для
назначения пенсии в льготном исчислении.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и
военнослужащих, в том числе и исчисление стажа службы (выслуги лет) для
назначения пенсии, регламентируются Законом Российской Федерации от 12.02.1993
№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее – Закон № 4468-1).
В соответствии со статьей 1 Закона № 4468-1 его действие
распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров,
прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат,
матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную
службу по призыву.
Частью
2 статьи 18 Закона № 4468-1 предусмотрено, что время прохождения службы в
особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам,
указанным в статье 1
данного Закона, в льготном исчислении.
Порядок
исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1
данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3
статьи 18).
Абзацем
первым пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и
выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в
качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы
или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в
органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»
установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов,
сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов,
подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для
военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии,
военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой
Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий
аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной
ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для
назначения пенсий в календарном исчислении.
Поскольку перечень периодов, подлежащих зачету в выслугу лет
на льготных условиях в соответствии с названным постановлением, является
исчерпывающим и не содержит периода службы в Чеченской Республике с 08.12.1995
по 31.07.1996, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что
заявленный истцом период срочной военной службы в Чеченской Республике
засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов
внутренних дел в календарном исчислении из расчета один день службы за один
день.
При этом суд правильно исходил из того, что поскольку
правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всем
военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при
вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в
зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, то
военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в
условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в выслугу лет
в льготном исчислении, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по
призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Пунктом
1 постановления Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 установлено, что в
выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам,
прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную
службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются
- военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних
дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы,
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной
гвардии Российской Федерации засчитывается, в том числе служба в милиции
(полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране,
других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного
порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР, в войсках национальной
гвардии Российской Федерации в должностях офицерского, сержантского, рядового и
начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Согласно
подпункту «г» пункта 3 постановления
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №
941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы
военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних
дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы,
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной
гвардии Российской Федерации подлежит зачету на льготных условиях (один месяц
службы за полтора месяца) служба в исправительно-трудовых учреждениях,
исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях (кроме
указанных в подпункте «в»
данного пункта), следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах,
лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы
лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной
противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20.07.1992.
Из приведенных выше положений закона
суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в льготном порядке
(один месяц службы за полтора месяца) служба в исправительных учреждениях
исчисляется только лицам рядового и начальствующего состава.
Так как первое специальное звание – «рядовой внутренней
службы» - присвоено Фаизову Р.Р. с 01.07.1997, то периоды его службы в
уголовно-исполнительной системе подлежали зачету в выслугу лет в льготном
исчислении после указанной даты, а службы с 31.12.1996 по 30.06.1997 года в качестве стажера по должности *** Учреждения
ЮИ78/2 - в календарном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что период службы истца
стажером по должности *** Учреждения ЮИ78/2 подлежали зачету на момент
увольнения в выслугу лет в льготном исчислении независимо от наличия
специального звания, основаны на неправильном толковании норм материального
права.
Статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации
в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения о
службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №
4202-1, распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на
службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц,
вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия
федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции
Российской Федерации.
Таким образом, порядок и особенности прохождения службы в
уголовно-исполнительной системе установлены специальными нормативными правовыми
актами, а именно Положением о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации, утверждённым постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее - Положение о службе в органах
внутренних дел Российской Федерации), Инструкцией о порядке применения
Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, утверждённой приказом Министерства
юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 года №76.
Согласно
статье 1
Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации
являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства
внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением
порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел.
В
соответствии со статьей 12
Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних
дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех
месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на
которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на
соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц,
впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На
время испытательного срока на стажера распространяется действие
законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53
и 55
данного Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах
внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и
назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из
приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что
гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей
должности, не мог считаться сотрудником органов внутренних дел до момента
назначения на должность и присвоения специального звания.
Поскольку
в период с 31.12.1996 по 30.06.197 истец Фаизов Р.Р. не был назначен на
должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов
внутренних дел в указанные периоды он не являлся.
Тот
факт, что в настоящее время ответчик произвел зачет спорного периода службы
стажером в выслугу лет истца в льготном исчислении, основанием к отмене
судебного решения также не является, так как у истца отсутствует выслуга лет,
продолжительность которой дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с
Законом № 4468-1.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2019 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Фаизова Руслана Рашитовича – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи