Судебный акт
Об обесмпечении леарственным препаратом
Документ от 18.06.2019, опубликован на сайте 28.06.2019 под номером 81505, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, обязании обеспечения своевременного оформления рецептов и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лёшина И.В.                                                                             Дело № 33-2414/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        18 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 20 февраля 2019 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области по обеспечению Осипова Петра Ивановича медицинским препаратом.

Обязать Министерство здравоохранения   Ульяновской области обеспечить  Осипова Петра Ивановича, 14 сентября 1944 года рождения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями:

- по рецепту 13 августа 2018 года серии ***  на получение  изделия медицинского назначения – *** в количестве 4 единиц,     

- по рецепту от 19 ноября 2018 года серии *** на получение лекарственного препарата – *** в количестве 4 единиц.

В удовлетворении  исковых требований прокурора  Цильнинского  района Ульяновской области в интересах  Осипова Петра Ивановича  к государственному учреждению здравоохранения «Большенагаткинская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению  своевременного оформления рецептов на лекарственные средства и медицинские изделия в соответствии с медицинскими показаниями,  а также исковых требований к акционерному обществу «УльяновскФармация» о признании незаконным бездействия  по обеспечению Осипова Петра Ивановича медицинским препаратом отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области в интересах Осипова П.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Большенагаткинская районная больница» (далее – ГУЗ «Большенагаткинская районная больница»),   Министерству здравоохранения   Ульяновской области, акционерному обществу «УльяновскФармация» (далее – АО «УльяновскФармация») о признании незаконными бездействия, возложении обязанности по своевременному оформлению рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с медицинскими показаниями, обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. В обоснование иска указал, что Осипов П.И., 14 сентября 1944 года рождения, является инвалидом *** группы бессрочно, имеет диагноз ***, с которым наблюдается в ГУЗ «Большенагаткинская районная больница», нуждается в приеме лекарственного препарата ***, на который ему лечащим врачом 13 августа и 19 ноября 2018 года были выписаны льготные рецепты. Однако, по указанным рецептам истец не обеспечен лекарственным препаратом в связи с его отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация». Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация» по обеспечению Осипова П.И. лекарственным препаратом, обязать ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» обеспечить своевременное оформление Осипову П.И. рецептов на лекарственные препараты, а Министерство здравоохранения Ульяновской области и АО «УльяновскФармация» - обеспечить Осипова П.И. лекарственным препаратом  *** по рецептам серии *** от 13 августа 2018 года и серии *** от 19 ноября 2018 года.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерство) не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. Полагает, что необеспечение Осипова П.И. спорным лекарственным препаратом по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило обязательства по условиям государственного контракта. Обращает внимание, что обеспечение лекарственным препаратом по рецепту, срок годности которого истек, невозможно. Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Осипов П.И. возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Просит учесть, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Отмечает, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение лекарственными препаратами Осипова П.И. по спорным рецептам в связи с завершением 2018 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области, просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Осипов П.И. является инвалидом *** группы, имеет ***, с которым наблюдается в ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» и нуждается в приеме лекарственного препарата ***.

Лечащим врачом Осипову П.И. 13 августа и 19 ноября 2018 года были выписаны льготные рецепты на лекарственный препарат ***.

Однако Осипов П.И. указанным лекарственным препаратом по названным льготным рецептам обеспечен не был в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя частично заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Осипова П.И. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации №890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Раздел «Группы населения» Перечня предусматривает, что неработающим инвалидам *** группы все лекарственные препараты отпускаются бесплатно.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Осипова П.И. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 названного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/565-П, вступившим в силу с 1 января 2019 года, на которое содержится ссылка в жалобе, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16 ноября 2018 года Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (пункт 20);

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 21);

организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 48);

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Осипов П.И.

При этом оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Осипова П.И. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Осипова П.И. лекарственными препаратами по рецептам 2018 года в связи с окончанием 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи