Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 18.06.2019, опубликован на сайте 26.06.2019 под номером 81403, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                           Дело № 33-2378/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        18 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора  Чердаклинского района Ульяновской области, в интересах Сипратова Александра Евгеньевича, удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Сипратова Александра Евгеньевича следующими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями:

- и*** р*** *** мл 1,2 упаковки по рецепту от 09.01.2018г. ***;

- тест полоски А***-*** А*** *** по 1 упаковке по рецептам от 05.02.2018 №***, от 17.08.2018 №*** от 17.08.2018 №***; от 12.11.2018 №***;    

- м*** 1 упаковкой по рецепту от 05.02.2018г. №***; 

- и*** о*** для ш***-р*** *** упаковки по рецептам от 04.07.2018 №***; от 02.08.2018 №***; от 09.03.2018 №***;

- и*** и*** *** 1 упаковкой по рецептам от 02.08.2018 №***; от 05.10.2018 №***;

- и*** б*** + ф*** и*** *** *** доз 1 упаковкой по рецептам от 12.11.2018 №***; двумя   упаковками   по   рецепту   от   11.12.2018 №***.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,   возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор  Чердаклинского района Ульяновской области, действующий в интересах Сипратова А.Е., обратился в суд с иском к  Министерству здравоохранения Ульяновской области об  обязании обеспечить лекарственными средствами и медицинскими изделиями по рецептам лечащего врача.

Требования обосновал тем, что Сипратов А.Е. является и*** *** группы бессрочно, наблюдается лечащим врачом ГУЗ «Чердаклинская РБ» и по медицинским показаниям (диагноз «С*** д*** *** т***») нуждается в применении лекарственных препаратов и получении медицинских изделий, на которые ему лечащим врачом были выписаны рецепты.

Однако до настоящего времени данные рецепты не обеспечены аптечным учреждением. 

Просил обязать обеспечить Сипратова А.Е. следующими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями:  и*** р*** *** 1,2 упаковки по рецепту от 09.01.2018г. №***; т*** п*** А***Ч*** А*** №*** по 1 упаковке по рецептам от 05.02.2018 №*** от 17.08.2018 №***, от 17.08.2018 №***; от 12.11.2018 №***;  м*** 1 упаковкой по рецепту от 05.02.2018 №***;  и*** о*** для ш***-р*** 0,3 упаковки по рецептам от 04.07.2018 №***; от 02.08.2018 №***; от 09.03.2018 №***; от 07.06.2018г. №***; и*** и*** *** 1 упаковкой по рецептам от 02.08.2018 №***; от 05.10.2018 №***; 1,4 упаковки по рецепту от 09.03.2018г. №***; и*** б*** + ф*** и*** *** 1 упаковкой по рецептам от 12.11.2018 №***; двумя   упаковками   по   рецепту   от   11.12.2018 №***.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ГУЗ «Чердаклинская ЦРБ».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Ссылаясь на Региональную медицинскую информационную систему, указывает, что обеспечение Сипратова А.Е. лекарственными препаратами «И***-и***», «И*** р***», и медицинскими изделиями – и*** и*** Министерством осуществляется.

Полагает, что не обеспечение истца лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. 

Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты.

При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другим лекарственным препаратом.

Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарствами по причине завершения 2018 финансового года.

Указывает на отсутствие у врача обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия впрок. 

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Сипратов Александр Евгеньевич, *** года рождения, является и*** *** группы, состоит на учете в ГУЗ «Чердаклинская районная больница» с диагнозом: «с*** д*** *** с***, а***».

 

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у Сипратова А.Е. заболеванием ему  назначено лечение и выписаны  препараты и изделия медицинского назначения: и*** р*** *** 1,2 упаковки по рецепту от 09.01.2018;  т*** п*** А*** А*** №*** по 1 упаковке по рецептам от 05.02.2018, 17.08.2018, 17.08.2018, 12.11.201;  м*** 1 упаковкой по рецепту от 05.02.2018;  и*** о*** для ш***р*** 0,3 упаковки по рецептам от 04.07.2018, 02.08.2018, 09.03.2018;  и*** и*** *** 1 упаковкой по рецептам от 02.08.2018, 05.10.2018;  и*** б*** + ф*** и*** *** 1 упаковкой по рецептам от 12.11.2018, двумя   упаковками   по   рецепту   от   11.12.2018.

Однако по указанным рецептам истец  данными препаратами, изделиями медицинского назначения обеспечен не был.

Данный факт  ответчик не оспаривал и доказательств обратного суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что Сипратов А.Е. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истца  лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по назначению врача: и*** растворимый *** мл 1,2 упаковки по рецепту от 09.01.2018;  т*** п*** А*** А*** по 1 упаковке по рецептам от 05.02.2018, 17.08.2018, 17.08.2018, 12.11.201;  м*** 1 упаковкой по рецепту от 05.02.2018;  и*** о*** для ш***-р*** 0,3 упаковки по рецептам от 04.07.2018, 02.08.2018, 09.03.2018;  и*** и*** *** 1 упаковкой по рецептам от 02.08.2018, 05.10.2018;  и*** б*** + ф*** и*** *** 1 упаковкой по рецептам от 12.11.2018, двумя   упаковками   по   рецепту   от   11.12.2018.

При этом, в ходе судебного разбирательства было бесспорно установлено, что лекарственным препаратом  *** по рецепту от 09.03.2018 и иглами инсулиновыми по рецепту от 07.06.2018  истец обеспечен, в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурора в данной части было отказано.

Решение в указанной части сторонами не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Сипратова А.Е. необходимыми ему лекарственными препаратами, а также изделиями медицинского назначения, тем более, что Министерство обязанность по закупке препаратов: и*** р***, м***,  и*** и***,  и*** б*** + ф*** и***, а также изделий медицинского назначения:  т*** п*** А*** А***,   и*** о*** д*** ш***-р***,  выполнило, невыдача же указанных препаратов и изделий медицинского назначения истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача Сипратову А.Е. бесплатно лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарственных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования обязал ответчика обеспечить истца лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истец постоянно нуждается в приеме данных препаратов, соответственно оснований полагать, что истец будет обеспечен ими сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился и обеспечить истца по  рецептам  датированным 2018 годом, т.е. за прошедший год у ответчика не имеется возможности, поскольку это не освобождает ответчика от обязательств по обеспечению льготной категории граждан бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: