Судебный акт
Обеспечение лекарственными средствами
Документ от 04.06.2019, опубликован на сайте 25.06.2019 под номером 81126, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                   Дело № 33-2230/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     4 июня 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 февраля 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 27 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского   района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Тужилову  Марину Владимировну  лекарственными препаратами  «И***» 100 МЕ/мл/3мл №5 в соответствии  с рецептом от  27.07.2018  серии *** № ***, «И***» 100 МЕ/мл/3мл №5 в соответствии  с рецептом от  13.11.2018  серии *** № ***, изделиями  медицинского  назначения «И***» в соответствии с рецептами от 26.06.2018 серии *** № ***, от 27.07.2018 серии *** № ***, от 28.08.2018 серии *** № ***, от 21.09.2018 серии *** № ***, от 23.10.2018 серии *** № ***.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского  района г.Ульяновска, действуя в интересах Тужиловой М.В., обратился в суд с иском к ответчику Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области ( в настоящее время – Министерство здравоохранения Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. В обоснование требований указал, что Тужилова  М.В. наблюдается  в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозом ***, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Однако ответчик не обеспечивает Тужилову Н.М. лекарственными  средствами и  изделиями медицинского назначения. Просил обязать ответчика бесплатно обеспечить   Тужилову М.В.  лекарственными средствами «И***»  в соответствии с рецептом от 27.07.2018; «И***» в соответствии с рецептом  от  13.11.2018; изделиями медицинского  назначения «И***» в соответствии с рецептами от 26.06.2018, от 27.07.2018, от 28.08.2018, от 21.09.2018 и от 23.10.2018.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №4».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались истребуемые медицинские изделия согласно соответствующему государственному контракту. Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012  № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом, исходя из тяжести и характера заболевания, только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, следовательно, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Полагает, что не обеспечение истца лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.  Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другим лекарственным препаратом. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарствами по причине завершения 2018 финансового года.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Тужилова  М.В., *** года рождения,   состоит на диспансерном  наблюдении   у врача-*** с 1990 года с диагнозом: ***.

Из представленных ГУЗ «Городская больница №4» сведений следует, что Тужилова  М.В. нуждается в следующих лекарственных средствах и медицинских изделиях: *** - 70 ед, обед - 10 ед., ужин - 26 ед. Суточная потребность 106 единиц, месячная потребность 2,2 уп.; ***, в связи с чем    лечащим врачом ей были выписаны  соответствующие рецепты  на  их получение: «И***» 100 МЕ/мл/3мл №5 - от  27.07.2018 серии *** № ***, «И***» 100 МЕ/мл/3мл №5 - от  13.11.2018г.  серии *** № ***, изделия  медицинского  назначения «И***» в соответствии с рецептами от 26.06.2018 серии *** № ***, от 27.07.2018 серии *** № ***, от 28.08.2018 серии *** № ***, от 21.09.2018 серии *** № ***, от 23.10.2018 серии *** № ***.

Указанные рецепты до настоящего времени аптекой не обеспечены по причине отсутствия в наличии данного лекарственного препарата и медицинских изделий.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Тужиловой М.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011     № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лекарственное обеспечение граждан возло­жено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвер­жденного Постановлением Правительства РФ от 19.06. 2012 № 608, Министер­ство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекар­ственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе медицинской помощи, включая обращение медицинских изделий, оказание государственных услуг в сфере здравоохранения.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального разви­тия РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обраще­нии гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим социально значимыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» сахарный диабет включен в перечень соци­ально значимых заболеваний.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств больным ***

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

На основании вышеприведённых правовых норм, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области (ранее – Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области), утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, Министерство является исполнительным органом государ­ственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

В соответствии с п.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

На основании изложенного полномочиями в сфере здравоохранения, в частности, сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами на территории Ульяновской области обладает, прежде всего, Министерство здравоохранения Ульяновской области (ранее - Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области).

В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что Тужилова  М.В. по вышеуказанным выписанным рецептам врача на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий не была ими обеспечена, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе, не состоятельны и не могут повлечь отмену судебного решения.

Довод Министерства об отсутствии у них возможности выдать спорный лекарственный препарат по причине истечения срока годности выписанных лечащим врачом рецептов, не состоятелен, поскольку Тужилова М.В., в связи с имеющимся у неё заболеванием, постоянно нуждается в приёме данного лекарства и в использовании медицинских изделий.

Иные доводы, приведённые Министерством в апелляционной жалобе, судебная коллегия так же считает несостоятельными.  

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ч.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 февраля 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 27 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: