Судебный акт
Обеспечение лекарствеными препаратами
Документ от 14.05.2019, опубликован на сайте 07.06.2019 под номером 80727, 2-я гражданская, о возмещении затрат на приобретение лекарственных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                        Дело № 33-1830/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   14 мая 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 февраля 2019 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области произвести Галактионову Владимиру Алексеевичу  компенсацию самостоятельно затраченных средств за приобретение лекарственного препарата *** на сумму 1702 руб. по необеспеченному рецепту от 29.11.2018.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Галактионова Владимира Алексеевича  лекарственным препаратом ***  в объеме 250 мг №100 в количестве 2 единиц по льготным рецептам от 28.09.2018 и 26.10.2018.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действующий  в интересах Галактионова В.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области о возмещении расходов. 

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района  проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что Галактионов В.А. является инвалидом *** группы, наблюдается в поликлинике ГУЗ Городская поликлиника №3 города Ульяновска с диагнозом: ***. В связи с данным заболеванием Галактионову В.А. назначено применение лекарственного препарата «***». В связи с не обеспечением по льготному рецепту от 29.11.2018  препаратом «***», истец приобрел его за свой счет 11.12.2018 на сумму 1702 руб. По рецептам от 28.09.2018 и 26.10.2018 истец до настоящего времени данным лекарственным препаратом не обеспечен. 

Просил обязать произвести Галактионову В.А. компенсацию самостоятельно затраченных средств на приобретение лекарственного препарата *** на сумму 1702 руб. по необеспеченному рецепту от 29.11.2018; обеспечить Галактионова В.А. лекарственным препаратом ***  в объеме 250 мг №100 в количестве 2 единиц по льготным рецептам от 28.09.2018 и 26.10.2018.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спорта, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. При этом за назначение, дозировку препарата, несет ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

По мнению автора жалобы, необеспечение Галактионова В.А. указанными лекарственными препаратами по рецептам указанным в исковом заявлении возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Также ссылается на постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения, Ульяновской области» в соответствии, с которым вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства. Обращает внимание, что в настоящее время Министерство не имеет возможности оплатить  указанный лекарственный препарат по причине истечения срока годности рецептов, указанных в исковом заявлении.

Дополняет, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Полагает, что медицинские показания Галактионова В.А. могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами, медицинскими изделиями.

Также обращает внимание, на то, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Просит учесть, что по данному требованию Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение указанным лекарственным препаратом Галактионова В.А. в связи с завершением 2018 финансового года. Добавляет, что Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки данных лекарственных препаратов впрок. По мнению автора жалобы, обязательство по возмещению Галактионову В.А. денежных средств в размере 1 702 руб., затраченных на приобретение лекарственного препарата, у Министерства не возникало.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Галактионов В.А., *** года рождения,  является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ Городская поликлиника № 3 города Ульяновска с диагнозом: ***.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у Галактионова В.А. заболеванием ему  назначено лечение  препаратом «***». Данный препарат лечащим врачом истцу выписывался 28.09.2018, 26.10.2018 и 29.11.2018.

Однако по указанным рецептам истец  данным препаратом обеспечен не был.

В связи с не обеспечением по льготному рецепту от 29.11.2018  препаратом «***», Галактионов В.А. приобрел его за свой счет 11.12.2018  на сумму 1702 руб.

По рецептам от 28.09.2018 и 26.10.2018 истец до настоящего времени  указанным лекарственным препаратом не обеспечен.

Данный факт  ответчиком не оспаривался и доказательств обратного суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что Галактионов В.А. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истца  лекарственным препаратом «***»  в соответствии с медицинскими показаниями и рецептами лечащего врача от 28.09.2018 и от 26.10.2018, а также выплатить истцу компенсацию за самостоятельно приобретенный лекарственный препарат по льготному необеспеченному  рецепту от 29.11.2018  в размере 1702 руб.  

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение Галактионова В.А. необходимым ему лекарственным препаратом, тем более, что Министерство обязанность по закупке препарата «***» выполнило, невыдача же препарата истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача Галактионову В.А. бесплатно лекарственного препарата по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственным препаратом только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача данного препарата впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования обязал ответчика обеспечить истца лекарственным препаратом «***» только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. А учитывая то, что  истец постоянно нуждается в приеме данного препарата, соответственно оснований полагать, что истец будет обеспечен препаратом сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился и обеспечить истца по  рецептам от  28.09.2018 и 26.10.2018, т.е. за прошедший год у ответчика не имеется возможности. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи