Судебный акт
Взыскание транспортного налога и пени
Документ от 21.05.2019, опубликован на сайте 24.05.2019 под номером 80697, 2-я гражданская, о взыскании транспортного налога, пени, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                    Дело № 33а-1743/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                     21 мая 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Зуевой  Н.В., 

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Беспалова Андрея Аркадьевича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска к Беспалову Андрею Аркадьевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с Беспалова Андрея Аркадьевича, ИНН *** в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска   задолженность по транспортному налогу за 2014 год, 2016 год в сумме 5708 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 07.12.2017 в сумме  9,42 руб.

Взыскать с Беспалова Андрея Аркадьевича в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 400 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения Беспалова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  представителя  ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска -  Камалиевой Л.Ф., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска  (далее по тексту ИФНС России по  Заволжскому району г.Ульяновска) обратилась в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства административным иском к Беспалову А.А. о взыскании транспортного налога, пени.

В обоснование  требований  указано, что  Беспалов  А.А. имел  в собственности транспортные средства: Toyota RAV4, регистрационный знак                  ***, Toyota Corona Premio, регистрационный знак *** и                     МАЗ 533603-2124, регистрационный знак ***.

Налоговым органом Беспалову А.А.  выставлены  требования об уплате транспортного  налога, в которых сообщалось о наличии задолженности  и о сумме пени, начисленной на сумму недоимки.

Сроки исполнения требований истекли, а  имеющаяся задолженность по налогу и пени административным ответчиком  погашена не   в полном объеме.

Просила взыскать задолженность  по транспортному  налогу за 2014  год,   2016 год  в размере 5708 руб., пени 9 руб.42  коп.

Рассмотрев требования по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Беспалов А.А. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. Считает, что срок исковой давности для взыскания транспортного налога за 2014 год за автомобиль Toyota RAV4  истек. В соответствии с Федеральным  законом от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» он освобожден от уплаты налогов за 2014 год в связи с налоговой амнистией.    Транспортный налог за автомобиль МАЗ 533603-2124 не подлежит взысканию, так как  автомобиль был снят с учета 17 февраля 2016 года, а  общий срок  давности составляет три года.

В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС  России по Заволжскому  району города Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на неё, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.

Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям УГИБДД УМВД России по Ульяновской области за   Беспаловым  А.А. в период с 29 мая                    2014  года  по 4 мая 2018 года был зарегистрирован  автомобиль Toyota RAV4, 2005 года выпуска, 150 л.с., регистрационный знак *** в период с                     18 февраля 2012 года  по 17 февраля 2016  года - автомобиль  МАЗ 533603-2124, 2004 года выпуска, 250 л.с., регистрационный знак ***.

В адрес ответчика налоговым органом было  направлено налоговое   уведомления  № 15473302  от 23.09.2017  об уплате  транспортного налога за             2014 год за автомобиль Toyota RAV4, регистрационный знак *** (за 8 месяцев) – 3000 руб., транспортный налог за 2016 год за автомобиль  МАЗ 533603-2124, 2004 года выпуска, регистрационный знак *** (за 2 месяца) –  2708 руб.

Оплата налога должна была быть произведена до 1 декабря 2017 года.

В связи с  неисполнением в установленный  срок обязанности по уплате транспортного налога налоговым органом  Беспалову А.А. было направлено требование № 9296  об уплате в срок до 30 января 2018 года  задолженности по транспортному налогу  и пени.

Задолженность по транспортному налогу не была уплачена административным ответчиком.

Приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных ИФНС России по Заволжскому району  г.Ульяновска требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком оплата транспортного налога за 2014 год (за автомобиль Toyota RAV4) и 2016 год (за автомобиль МАЗ 533603-2124) ответчиком не произведена и сумма начисленного налога не оспорена.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и являются правильными.

Доводы  апелляционной жалобы о пропуске истцом  срока  для обращения в суд являются несостоятельными.

В соответствии с ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз.2 данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила                 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.

П.3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование об уплате транспортного налога, неисполненное                 Беспаловым  А.А., датировано 7 декабря 2017 года  со сроком уплаты 30 января 2018 года, со дня истечения срока исполнения которого и надлежит исчислять срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, то есть до  30 июля 2018 года.

Обращение налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа имело место 9 апреля 2018 года, то есть в пределах шестимесячного срока с момента истечения срока исполнения вышеуказанного требования.

Судебный приказ от 10 апреля 2018  года был отменен 22 июня 2018 года, обращение налогового органа в  Заволжский районный суд  г.Ульяновска  имело место в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Таким образом,  сроки обращения  в суд налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, а также с административным иском не пропущены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что транспортный налог за 2014 год попадает под действие налоговой амнистии,  основаны на ошибочном толковании норм права.

Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

В пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что недоимка - это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Положениями пунктов 1, 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата транспортного налога производится налогоплательщиком - физическим лицом в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в срок, указанный в налоговом уведомлении.

Следовательно, по состоянию на 1 января 2015 года у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка (налог, не уплаченный в установленный законодательством о налогах и сборах срок) только за налоговые периоды, предшествующие 2014 году по указанным налогам, поскольку обязанность оплатить указанные налоги за 2014 год возникает у налогоплательщика - физического лица только в 2015 году.

Таким образом, судебная коллегия отмечает, что положения ч.1 ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ распространяются на пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу, образовавшуюся у физических лиц за налоговые периоды до 1 января 2014 года, в связи с чем, такие пени признаются безнадежными к взысканию и не могут быть взысканы с налогоплательщика - физического лица.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности  и обоснованности принятого по делу решения.

Судом дана объективная оценка доказательствам по делу, нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 февраля   2019 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу Беспалова Андрея Аркадьевича  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: