Судебный акт
Обеспечение лекарственными средствами
Документ от 23.04.2019, опубликован на сайте 16.05.2019 под номером 80557, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Власова Е.А.                                                   Дело № 33-1888/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           23 апреля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 февраля 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах Б*** Д*** В*** удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Б*** Д*** В***, *** года рождения лекарственным препаратом «***» *** в соответствии с назначением врача по рецепту от 03.12.2018 серии 7318I1 №***.

В удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора                   Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Б*** Д.В. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства»  о понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственный препарат и обеспечению лекарственными средствами. Требования мотивировал тем, что Б*** Д.В., *** года рождения, является ребенком - инвалидом, которому выставлен диагноз «***». Заболевание является *** требует проведение регулярной и пожизненной заместительной терапии препаратами *** для внутреннего введения. 03.12.2018 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Б*** Д.В. был выписан рецепт серии 7318I1 №*** для получения лекарственного препарата *** 50мг/мл/100мл №1 (3 упаковки), в выдаче которого АО «УльяновскФармация» ему было отказано ввиду его отсутствия на складе, что нарушило его права. Просил обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» обеспечить своевременное оформление рецептов Б*** Д.В. на медицинский препарат «***» *** в соответствии с медицинскими показаниями, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской  области  обеспечить  Б*** Д.В., *** г.р.  лекарственным препаратом «***» *** в соответствии с назначением врача по рецепту от 03.12.2018 серии 7318I1 №*** (3 упаковки), обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что длительное отсутствие терапии указанным препаратом может повлечь ухудшение состояния здоровья и представлять угрозу жизни ребенка, поскольку лекарственный препарат необходим по жизненным показаниям.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.  В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался спорный лекарственный препарат согласно соответствующему государственному контракту.  Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что не обеспечение истца лекарственным препаратом по рецептам возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. Считает, что обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.  Кроме того, считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Так же полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство не предусматривает.  Указывает на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарствами по причине завершения 2018 финансового года.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Б*** Д.В. *** года рождения, является ребенком - инвалидом, которому выставлен диагноз «***» .

Б*** Д.В. нуждается в лекарственном препарате ***. 03.12.2018 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Б*** Д.В. был выписан рецепт серии 7318I1 №*** для получения лекарственного препарата в количестве 50мг/мл/100мл №1 (3 упаковки).   

Однако указанный рецепт до настоящего времени аптекой не обеспечен по причине отсутствия в наличии данного лекарственного препарата.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Б*** Д.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Как следует из положений п. п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В силу положений ст.10 данного Закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии со ст.6.2 того же закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 №2323-р, лекарственный препарат «***» внесен в указанный перечень.

На основании указанных нормативных правовых актов суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по  организации обеспечения Б*** Д.В. лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденное постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25-565-П (далее – Положение), Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

В силу п. 1.3 Положения Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через медицинские организации государственной системы здравоохранения, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство.

Согласно подп. 20 п. 2.1 Положения  Министерство реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Следовательно, именно на Министерство в Ульяновской области возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Б*** Д.В. 

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Б*** Д.В. в лекарственном препарате носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от        7 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи