Судебный акт
Обеспечение больницы медикаментами и мебелью
Документ от 14.05.2019, опубликован на сайте 23.05.2019 под номером 80547, 2-я гражданская, об обязании устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства, законодательства о здравоохранении и обязании выделить денежные средства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Трубачёва И.Г.                                                 Дело № 33-1800/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      14 мая 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 января 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская районная больница» в срок до 01.12.2019 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в фельдшерско-акушерском пункте,   расположенном   по   адресу:   У***   область, У*** район, п. Л***, а именно:

привести с соответствие с требованиями п.4.2, 4.4 главы 4 раздела 5 СанПиН 2.1.2.2630-10 поверхность пола;

оборудовать горячим водоснабжением от централизованного или местного источника в соответствии с п. 5.2 главы 5 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10

промаркировать уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры) в соответствии с п.9.2 главы 9 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10

обеспечить хранение уборочного инвентаря (ведра, тазы, ветошь, швабры) в выделенном помещении (шкафу) в соответствии с п.9.2 главы 9 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская районная больница» в срок до 01.12.2019 укомплектовать фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: У*** область, У*** район, п. Л***:

тумбочками медицинскими в количестве 2 шт., столами манипуляционным и инструментальным по 1 шт., креслом гинекологическим в количестве 1 шт., электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным -1 шт., автоматическим дефибриллятор - 1 шт., тонометром для измерения артериального давления на периферических артериях с манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года - 1 шт., щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным - 1 шт., костылями 2 шт., одеялом с подогревом - 1 шт., секундомером - 2 шт., кислородным ингалятором - 1 шт., тест полосками к анализатору уровня сахара крови - 1 шт., весами напольными для взрослых - 1 шт., весами для детей до 1 года - 1 шт., дыхательным аппаратом ручным (мешок Амбу) — 1 шт., пульсоксиметром портативным - 1 шт., .спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками) - 1 шт., набором для проведения коникотомии одноразовым -1 шт., носилками в количестве 1 шт.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению  нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о здравоохранении в ГУЗ «Ульяновская районная больница».

В иске к Правительству Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего  решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения (далее - ГУЗ) «Ульяновская районная больница», Правительству Ульяновской области, Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время - Министерство здравоохранения Ульяновской области) об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выделении денежных средств. В обоснование требований указал, что при осуществлении медицинской деятельности ГУЗ «Ульяновская районная больница» допускаются нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10). Просил обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» в срок до 01.05.2019 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в фельдшерско-акушерском пункте,   расположенном   по   адресу:   У***   область, У*** район, п.Л***, а именно: привести с соответствие с требованиями СанПиН 2.1.2.2630-10 поверхность пола, оборудовать горячим водоснабжением от централизованного или местного источника, промаркировать уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры), обеспечить хранение уборочного инвентаря (ведра, тазы, ветошь, швабры) в выделенном помещении (шкафу); обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» в срок до 01.05.2019 укомплектовать фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: У*** область, У*** район, п.Л***, тумбочками медицинскими в количестве 2 шт., столами манипуляционным и инструментальным по 1 шт., креслом гинекологическим в количестве 1 шт., электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным -1 шт., автоматическим дефибриллятор - 1 шт., тонометром для измерения артериального давления на периферических артериях с манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года - 1 шт., щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным - 1 шт., костылями 2 шт., одеялом с подогревом - 1 шт., секундомером - 2 шт., кислородным ингалятором - 1 шт., тест полосками к анализатору уровня сахара крови - 1 шт., весами напольными для взрослых - 1 шт., весами для детей до 1 года - 1 шт., дыхательным аппаратом ручным (мешок Амбу) — 1 шт., пульсоксиметром портативным - 1 шт., .спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками) - 1 шт., набором для проведения коникотомии одноразовым -1 шт., носилками в количестве 1 шт.; обязать Правительство Ульяновской области, Министерство здравоохранения, семья и социального благополучия Ульяновской области выделить Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» при недостаточности средств у данного учреждения денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о здравоохранении.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица был привлечён Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда. Указывает, что ГУЗ «Ульяновская районная больница» является юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, ее финансирование осуществляется, в том числе, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств федерального бюджета, больница получает доход от предпринимательской или иной деятельности. Считает, что Министерство не может выступать ответчиком в настоящем споре, поскольку, как исполнительный орган государственной власти, финансируется за счет средств областного бюджета, которые имеют строго целевой характер. Дополнительное финансирование на исполнение предписаний Роспотребнадзора Ульяновской области  не предусмотрено.

В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства при выполнении работ и оказании услуг.

Судом установлено, что фельдшерско-акушерский пункт (далее – ФАП), расположенный по адресу: У*** область, У*** район, п.Л***, является структурным подразделением ГУЗ «Ульяновская районная больница». В ФАП в п. Л*** имеется ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), а именно: требованиями п. 4.2, 4.4 главы 4 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 не соответствуют полы помещения, что не позволяет проводить качественную уборку моющими и дезинфицирующими средствами; в нарушение п. 5.2 главы 5 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинские кабинеты ФАП не оборудованы горячим водоснабжением от централизованного или местного источника; в нарушение п. 9.2 главы 9 раздела 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры)  не имеют маркировки с указанием помещений и видов уборочных работ, уборочный инвентарь хранится вне шкафа.

Кроме того, в нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н, которым утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, ФАП п. Л*** не оснащен тумбочками медицинскими, столами манипуляционным и инструментальным, креслом гинекологическим, электрокардиографом портативным, автоматическим дефибриллятором, тонометром для измерения артериального давления на периферических артериях с манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года, щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным, костылями, одеялом с подогревом, секундомером, кислородным ингалятором, тест - полосками к анализатору уровня сахара крови, весами напольными для взрослых, весами для детей до 1 года, дыхательным аппаратом ручным (мешок Амбу), пульсоксиметром портативным, спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками), набором для проведения коникотомии одноразовым.

Установив данные нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологических требований к медицинским организациям, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на ГУЗ «Ульяновская районная больница» обязанности по их устранению, а также доукомплектованию пункта необходимой мебелью и медицинскими изделиями.

Согласно п. 1 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В силу п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с  ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П и действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, Министерство являлось исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет свою деятельность, в том числе,  через медицинские организации государственной системы здравоохранения (учреждения здравоохранения), в отношении которых осуществляет функции и полномочия учредителя.

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области (п.2.2.17 Положения), получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество (п.2.2.19 Положения).

Из пункта 1.1. Устава ГУЗ «Ульяновская районная больница» следует, что учреждение является  государственным учреждением здравоохранения, созданным для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области,  являющегося по отношению к больнице учредителем. Согласно п.1.4 Устава – учреждение   представляет собой некоммерческую организацию, тип учреждения - бюджетное.

Исходя из указанных выше положений закона, а также правового статуса ГУЗ «Ульяновская районная больница», учитывая, что соблюдение санитарно-эпидемиологических нормативов, а также укомплектование фельдшерско-акушерского пункта медицинскими изделиями и мебелью, необходимо для выполнения задач оказания гражданам п. Л*** первичной медицинской помощи, суд первой инстанции правомерно возложил финансирование данных мероприятий на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.  

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не основаны на нормах вышеуказанного законодательства.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: