Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 23.04.2019, опубликован на сайте 08.05.2019 под номером 80455, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных средств, возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                        Дело № 33-1697/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                23 апреля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 января 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Фадеева Юрия Васильевича, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Фадеева Юрия Васильевича лекарственными препаратами «***» по рецептам врача от 11.01.2018, 05.03.2018, «***» по рецептам врача от 05.03.2018, 03.05.2018.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Фадеева Юрия Васильевича расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 5928 руб. 80 коп.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Фадеева Ю.В., обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов.

В обоснование иска указал, что Фадеев Ю.В., инвалид *** группы, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом «***» и др.

В связи с данным заболеванием Фадеев Ю.В. нуждается в применении лекарственных препаратов *** и ***. Указанные препараты отнесены к жизненно важным препаратам на 2018 год.

Лечащим врачом истцу были выписаны рецепты на льготное получение данных лекарственных препаратов. Однако по выписанным рецептам врача аптечное учреждение не обеспечило его данными лекарствами в виду их отсутствия, в связи с чем Фадееву Ю.В. пришлось приобретать за свой счет лекарство ***, на что им было затрачено 5928,80руб.

Кроме того, остались необеспеченными и выписанные истцу врачом рецепты на препарат *** от 05.03.2018 и 03.05.2018.

Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившегося в необеспечении Фадеева Ю.В. лекарственными препаратами *** по рецептам от 11.01.2018, 05.03.2018, 06.07.2018, 22.08.2018, 21.09.2018, 18.10.2018, 23.11.2018 и *** по рецептам от 05.03.2018, 03.05.2018; взыскать в пользу Фадеева Ю.В. расходы на приобретение лекарственного препарата *** в размере 5928,80 руб., в связи с необеспечением данным препаратом по выданным рецептам; обязать обеспечить Фадеева Ю.В. лекарственными препаратами *** по рецептам от 11.01.2018, 05.03.2018, *** по рецептам от 05.03.2018, 03.05.2018.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спорта, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника № 4».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что за назначение, дозировку препарата, несет ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Поясняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение Фадеева Ю.В. лекарственным препаратом *** Министерством осуществляется.

По мнению автора жалобы, необеспечение Фадеева Ю.В. лекарственными препаратами по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Также ссылается на постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения, Ульяновской области» в соответствии, с которым вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства. Обращает внимание, что Министерство не имеет возможности выдать спорные лекарства по причине истечения срока годности рецептов, указанных в исковом заявлении.

Дополняет, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, указывает, что при рассмотрении искового заявления судом не выяснялся вопрос о нуждаемости пациента в данных лекарственных препаратах и медицинских изделиях в настоящее время. При этом нуждаемость пациента в лекарственных препаратах и медицинских изделиях документально не подтверждена.

Полагает, что медицинские показания Фадеев Ю.В. могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами, медицинскими изделиями.

Также обращает внимание, на то, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Просит учесть, что по данному требованию Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение указанными лекарственными препаратами Фадеева Ю.В. в связи с завершением 2018 финансового года. Добавляет, что Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки данных лекарственных препаратов впрок. По мнению автора жалобы обязательство по возмещению Фадееву Ю.В. денежных средств в размере 5928 руб. 80коп., затраченных на приобретение лекарственных препаратов, у Министерства не возникало.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Фадеев Ю.В., *** г.р., является инвалидом *** группы в связи с имеющимся заболеванием ***, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Лечащим врачом Фадееву Ю.В. были выписаны льготные рецепты от 11.01.2018, 05.03.2018, 06.07.2018, 22.08.2018, 21.09.2018, 18.10.2018, 23.11.2018 на получение лекарственного препарата *** и от 05.03.2018, 03.05.2018 на получение лекарственного препарата *** ***.

Однако, Фадеев Ю.В.. не был обеспечен вышеуказанными лекарственными препаратами по названным льготным рецептам в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Поскольку в обеспечении необходимыми для лечения лекарственными препаратами истцу было отказано, Фадеев Ю.В. вынужден был приобрести лекарственный препарат *** на общую сумму 5928,80 руб. за счет собственных средств. Расходы подтверждены товарными и кассовыми чеками.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Фадеева Ю.В. лекарственными препаратами и взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименована болезнь Паркинсона.

Поскольку в обеспечении необходимым для лечения лекарственным препаратом истцу было отказано, Фадеев Ю.В. вынужден был приобретать его за собственные денежные средства. Учитывая, что расходы на приобретение лекарственного препарата *** истцом в период времени с августа по декабрь 2018 года за личные денежные средства подтверждены документально, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных правовых норм обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере 5928 рублей 80 копеек. Размер указанных расходов ответчиком не оспаривался.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Фадеева Ю.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение), которое действовало на момент разрешения спора.

Согласно п. 1.1 Положения, которое действовало на момент рассмотрения спора, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Фадеев Ю.В.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Несостоятельными являются и доводы жалобы об отсутствии оснований для обеспечения истца спорными лекарственными препаратами в виду возможного изменения медицинских показаний, а также истечения срока годности рецепта, поскольку из материалов дела следует, что медикаментозная терапия назначена истцу в связи с наличием заболевания «болезнь Паркинсона».

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи