Судебный акт
Оспаривание нормативных правовых актов
Документ от 29.04.2019, опубликован на сайте 07.05.2019 под номером 80397, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-99/2019

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

29 апреля 2019 года                                                                       город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретарях Кузеевой Г.Ш., Расторгуевой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области о признании недействующими решений Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области от 15 марта 2018 г. № 9 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение от 25 декабря 2017 г. № 45 «О бюджете муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области на 2018 год», от 6 апреля 2018 г. № 17         «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение от 25 декабря 2017 г. № 45 «О бюджете муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области на 2018 год»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

25 декабря 2017 г. Советом депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области принято решение № 45 «О бюджете муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области на 2018 год».

Решениями Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области от 15 марта 2018 г. № 9 и от 6 апреля 2018 г. № 17 внесены изменения и дополнения в решение от 25 декабря 2017 г. № 45.

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия решений Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области от 15 марта 2018 г. № 9 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение от 25 декабря 2017 г. № 45 «О бюджете муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области на 2018 год», от 6 апреля 2018 г. № 17 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение от 25 декабря 2017 г. № 45 «О бюджете муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области на 2018 год», ссылаясь на нарушение порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку заседания Совета депутатов не проводились, что свидетельствует о принятии решений от 15 марта 2018 г. № 9 и от 6 апреля 2018 г. № 17 в отсутствие необходимого кворума.

В судебном заседании представитель административного истца Федечко Ф.И. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области Дозорова Ю.Ю. полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на соблюдение процедуры принятия оспариваемых решений.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Глотовское городское поселение в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных возражений в суд не направил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

Частями 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1). Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (часть 1.1).

В силу пункта 2 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении.

В части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ оговорено, что решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области к вопросам местного значения муниципального образования отнесены формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за исполнением данного бюджета.

Частью 1 статьи 24 Устава муниципального образования предусмотрено, что совет депутатов поселения состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Совет депутатов поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от общей численности депутатов, установленной настоящим Уставом.

В исключительной компетенции совета депутатов находятся, в том числе: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении (пункт 2 части 1 статьи 25  Устава муниципального образования).

Как указано в частях 1 и 2 статьи 26 Устава муниципального образования, порядок организации деятельности Совета депутатов определяется настоящим Уставом и Регламентом, утверждаемым Советом депутатов. Совет депутатов поселения принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, на заседаниях.

Согласно части 3 статьи 37 Устава муниципального образования решения Совета депутатов поселения принимаются большинством голосов от числа депутатов, участвующих в заседании Совета депутатов.

Порядок деятельности Совета депутатов, в том числе, процедуры подготовки, рассмотрения, принятия, подписания и опубликования установлен Регламентом Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области, утвержденным решением Совета депутатов от 12 октября 2013 г. № 08 (далее - Регламент).

Как указано в статье 2 Регламента, проект повестки дня заседания Совета определяется председателем Совета депутатов поселения совместно с Главой поселения. Информацию о дате, времени, месте проведения заседания и проектах повестки дня, решений доводит до членов Совета депутатов поселения секретарь Совета депутатов поселения письмом.

Согласно статье 4 Регламента основной формой работы Совета является заседание. Заседание Совета депутатов поселения правомочно, если на нем присутствует более половины членов Совета депутатов поселения. В случае, если кворум заседания не собран (присутствует 50% или менее членов Совета депутатов поселения), председатель Совета принимает решение о рассмотрении вопросов, внесенных в проект повестки дня, на следующем очередном заседании или о проведении внеочередного заседания.

В соответствии со статьей 14 Регламента на заседании Совета депутатов поселения ведется протокол, в котором, помимо прочего, указывается число присутствующих и отсутствующих депутатов. Протокол заседания Совета депутатов поселения оформляется в пятидневный срок, подписывается председателем Совета депутатов поселения. Протоколы заседаний Совета депутатов поселения и приложения к ним хранятся в течение срока полномочий Совета депутатов поселения третьего созыва; по окончании срока полномочий сдаются в архив на постоянное хранение.

По делу установлено, что 25 декабря 2017 г. Советом депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области принято решение № 45 «О бюджете муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области на 2018 год».

Решениями Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области от 15 марта 2018 г. № 9 и от 6 апреля 2018 г. № 17 внесены изменения и дополнения в решение от 25 декабря 2017 г. № 45, касающиеся общего объема расходов бюджета муниципального образования Глотовское городское поселение, распределения бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования Глотовское городское поселение.

На момент принятия оспариваемых решений представительным органом власти в муниципальном образовании Глотовское городское поселение являлся Совет депутатов третьего созыва, зарегистрированный постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Инзенский район» от             16 сентября 2013 г. № 79/348-2.

С учетом досрочного прекращения полномочий депутатов и утверждения результатов дополнительных выборов Совет депутатов третьего созыва состоял из девяти депутатов: ***., ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** Председателем Совета депутатов являлась ***

В ходе проведения органом внутренних дел проверки депутаты ***, ***, ***, ***, ***, а также секретарь Совета депутатов *** пояснили, что в заседаниях Совета депутатов            15 марта 2018 г. и 6 апреля 2018 г. они участия не принимали, о проведении заседаний в указанные даты депутаты извещены не были.

Соответственно, принять участие в голосовании за принятие оспариваемых решений указанные лица не могли.

Согласно справке эксперта ЭКГ МО МВД России «Инзенский» от 26 сентября 2018 г. подпись в решении Совета депутатов от 15 марта 2018 г. № 9 от имени *** выполнена не ***, а вероятно *** с подражанием подписи *** При этом из пояснений *** следует, что она решение от 15 марта 2018 г. № 9 не подписывала.

Исследованные судом указанные письменные доказательства административным ответчиком не опровергнуты.

Более того, в подтверждение доводов о соблюдении процедуры принятия решений административным ответчиком не представлены протоколы заседаний Совета депутатов от 15 марта 2018 г. и от 6 апреля 2018 г.

По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих соблюдение процедуры принятия оспариваемых решений, административным ответчиком не представлено.

Исследовав представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона №131-ФЗ, Устава муниципального образования, Регламента Совета депутатов, суд приходит к выводу, что принятие оспариваемых решений не соответствует порядку принятия муниципальных нормативных правовых актов, установленному в муниципальном образовании Глотовское городское поселение.

Таким образом, ввиду непредставления доказательств проведения заседаний     15 марта 2018 г. и 6 апреля 2019 г. имеются основания считать, что оспариваемые решения приняты при отсутствии кворума и с нарушением установленной процедуры, то есть, с нарушением требований части 1.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, части 3 статьи 37 Устава муниципального образования, статей 4, 14 Регламента Совета депутатов.

Как разъяснено в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», не может быть признан законным оспариваемый нормативный правовой акт в случаях, когда нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования принят на заседании этого органа, правомочного в соответствии с уставом данного муниципального образования, если на заседании присутствовало менее 50 процентов от числа избранных депутатов (статья 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г.    № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Оснований для прекращения производства по настоящему делу в связи с истечением срока действия решения о бюджете, принятого на 2018 год, суд не усматривает.

В абзаце 2 пункта 25 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что в случаях, когда действие нормативного правового акта прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

Суд соглашается с доводами административного истца о нарушении публичных интересов, прав и законных интересов населения муниципального образования, поскольку распределение бюджетных ассигнований произведено незаконно, в отсутствие необходимого кворума.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные нарушения процедуры принятия нормативных правовых актов являются правовым основанием для признания решений Совета депутатов Глотовское городское поселение  от 15 марта 2018 г. № 9 и от            6 апреля 2018 г. № 17 недействующими.

Определяя момент, с которого указанные решения подлежат признанию недействующими, суд исходит из того, что нормативные правовые акты были приняты с нарушением процедуры их принятия, по этой причине не имели юридической силы, а потому считает необходимым признать оспариваемые решения недействующими с момента их принятия (пункт 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области об оспаривании нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия решения Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области от 15 марта 2018 г. № 9 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение от 25 декабря 2017 г. № 45 «О бюджете муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области на 2018 год», от 6 апреля 2018 г. № 17  «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Глотовское городское поселение от 25 декабря 2017 г. № 45 «О бюджете муниципального образования Глотовское городское поселение Инзенского района Ульяновской области на 2018 год».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в Инзенской районной газете Ульяновской области «Вперед».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина