УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Инкин В.А. Дело № 33-1426/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
9 апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.
при секретаре Кезиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Варламовой Ольги Алексеевны на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 декабря 2018 года,
с учетом определения того же суда об исправлении описки от 20 февраля 2019
года, по которому постановлено:
Исковые требования Варламовой Ольги Алексеевны к Государственному
учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в
г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонному) о включении периодов работы
в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить
частично.
Обязать Управление Пенсионного
Фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) включить Варламовой Ольги Алексеевне в специальный стаж, дающий право на назначение страховой
пенсии по старости досрочно периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 30.05.2003 по 30.05.2003, с 16.04.2012 по 11.05.2012, с 22.09.2014 по 04.10.2014.
В удовлетворении остальной части исковых требований
Варламовой О.А. отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Варламова О.А. обратилась в суд с
иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонному) о
включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой
пенсии по старости.
Требования мотивировала тем, что
24.08.2018 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой
пенсии на основании п.п. 19. ч. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив
необходимые документы, но решением от 17.10.2018 № 1259 ей было отказано
назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием
требуемого специального стажа. Согласно данному решению в специальный стаж,
дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны
следующие периоды: с 30.05.2003 по 30.05.2003, с 16.04.2012 по 11.05.2012, с
22.09.2014 по 04.10.2014 - нахождение на курсах повышения квалификации.
Считает, что данные периоды педагогической деятельности исключены из ее
специального стажа незаконно, поскольку она осуществляет педагогическую
деятельность на различных должностях с 1989 года. Кроме того, ответчик в своём
решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи
с отсутствием требуемого специального стажа, не учёл период ее работы в М***
доме пионеров в качестве руководителя кружков с 01.09.1989 по 01.06.1990 и
время обучения в педагогическом училище с 24.08.1990 по 26.06.1992, сведения об
этих периодах указаны в трудовой книжке.
Просила суд обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) зачесть в специальный
стаж периоды с 30.05.2003 по 30.05.2003, с 16.04.2012 по 11.05.2012, с 22.09.2014 по 04.10.2014 в связи с
нахождением на курсах повышения
квалификации, период работы в М*** доме пионеров М*** района У*** области в качестве руководителя кружков с 01.09.1989 по
01.06.1990, период обучения в С*** педагогическом училище!% У*** области с 24.08.1990 по
26.06.1992; назначить досрочную страховую
пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О
страховых пенсиях» с 24.08.2018.
Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Варламова О.А. просит изменить
решение суда, удовлетворить её исковые требования. В обоснование своих доводов
указывает, что факт осуществления педагогической деятельности в период с
01.09.1989 по 01.06.1990 в М*** доме пионеров М*** района У*** области в
качестве руководителя кружков доказан в ходе судебного разбирательства и
соответственно должен быть включен в её трудовой стаж.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде
Ульяновской области (межрайонное) просит решение суда оставить без изменения, а
жалобу истицы - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени
рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании
статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их
отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря
2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости
назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых
пенсиях» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с п.1 ст.30 указанного Закона, правила исчисления
периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости
утверждаются Правительством РФ.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного
Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято
Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах
исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное
обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления
предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях
досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального
закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О Списках
работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых
досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об
утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу,
дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах
и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения
пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного
Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период
с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного
образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях
для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР
«О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета
Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий
и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в
школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с
применением положений п. 2 указанного Постановления - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999
года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в
которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета
Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет
работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» - для учета
периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из материалов дела следует, что 24.08.2018
Варламова О.А. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской
области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в
связи с педагогической деятельностью согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального
закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации
пенсионных прав граждан УПФР в г.Димитровграде от 17.10.2018 № 1259 ей отказано
в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой
продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный
стаж не включены периоды нахождения на
курсах повышения квалификации с 30.05.2003 по 30.05.2003, с 16.04.2012 по 11.05.2012, с 22.09.2014 по 04.10.2014. Продолжительность
специального стажа Варламовой О.А. на дату
обращения составила 23 года 03 месяца 09 дней,
страховой стаж - 35 лет 09 месяцев 21 день.
Не согласившись с данным отказом, Варламова
О.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истицы в части, суд первой инстанции
пришел к выводу о включении в ее специальный стаж периода нахождения на курсах
повышения квалификации. Решение суда в этой части сторонами не оспаривается.
Разрешая спор и отказывая Варламовой О.А. в удовлетворении
исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы с 01.09.1989 по 01.06.1990 в М*** доме пионеров М*** района
У*** области в качестве руководителя
кружков, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований
для включения указанного периода в специальный стаж истицы.
Судебная коллегия признает указанные выводы верными,
соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам,
представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Действующим в настоящее время Списком работ, профессий,
должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная
трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, а также ранее
действовавшими Списками не предусмотрено право лиц, осуществлявших
педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения
пенсии периодов трудовой деятельности в должности руководителя кружка.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий
за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397,
действовавшее в период работы истицы до 1993 года, не предусматривало права
работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии
периода трудовой деятельности в указанной должности.
Также невозможно установление тождества выполняемых
Варламовой О.А. функций, условий и характера ее деятельности в должности
«руководитель кружка» и в должности «педагог дополнительного образования».
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25
января 1993 года № 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других
объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного
образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №
1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской
Федерации от 11 июля 2002 года № 516, право на установление тождества
профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также
Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом
которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям,
должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено
Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению
федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом
Российской Федерации.
В данном случае имело место переименование в
централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных
подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций,
условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете
этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае
неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не
содержатся в нормативно-правовых актах.
Должность педагога дополнительного образования в
образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была
включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября
1999 года № 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, до указанной даты
должность «педагог дополнительного образования» ранее действующими Списками
предусмотрена не была.
Период обучения с 24.08.1990 по 26.06.1992 в С*** правомерно
не зачтен в специальный стаж работы, поскольку ему непосредственно
педагогическая деятельность не предшествовала.
В период обучения истицы действовало Положение о порядке
исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и
здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17
декабря 1959 года №1397, пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж
работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы
в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию
за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время
обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему
непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала
педагогическая деятельность.
Названное Постановление утратило силу в связи с изданием
Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1993 года №1067 «О внесении изменений, дополнений и признании
утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам
пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью,
лечебной и творческой работой».
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в
соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О
государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в
настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность
включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода
обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Поскольку из материалов дела усматривается, что поступлению
Варламовой О.А. в С*** педагогическая деятельность не предшествовала, период ее
работы в должности руководителя кружков в М*** доме
пионеров не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи
с педагогической деятельностью, отсутствует факт ее педагогической
деятельности непосредственно перед учебой в педагогическом училище, что
исключает возможность зачета в специальный стаж периода обучения истицы в этом учебном
заведении в соответствии с условиями, установленными пунктом 2 вышеназванного
Положения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Варламовой О.А.,
не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку аналогичны
доводам, приведенным в обоснование иска, были предметом исследования суда
первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в постановленном
решении.
Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь
отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований, предусмотренных ст. 330
Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не
установлено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области
от 27 декабря 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении
описки от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Варламовой Ольги Алексеевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: