Судебный акт
Обязать ликвидировать свалку
Документ от 16.04.2019, опубликован на сайте 26.04.2019 под номером 80250, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку и произвести рекультивацию загрязненной территории, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Челбаева Е.С.                                                                     Дело № 33а-1594/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                16 апреля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Трифоновой Т.П.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Барышский район» на решение Барышского городского  суда Ульяновской области от 25 января 2019 года, по которому постановлено:

 

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Барышский район», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в ***.

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную напротив ***

В остальной части исковые требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя   администрации муниципального образования «Барышский район» -                Чумбуридзе И.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя  общества с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» - Мартыновой  Ю.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия,

 

установила:

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Барышский район» (далее по тексту администрации МО «Барышский район»), в котором указало, что согласно Актам рейдового задания от 02 августа 2017 года, 25 сентября 2017 года, 07 июня               2018 года в *** обнаружена свалка бытовых отходов на открытом грунте (бытовые  отходы, мусор строительные отходы, отработанные шины, срезки веток кустарника, картонные коробки, старые доски, битое стекло, старый утеплитель старая мебель, пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые отходы и пр.) общей площадью около 300 кв.м с объемом более 100 куб.м.   07 августа 2017 года Министерство в адрес администрации направило письмо о  принятии мер по ликвидации  свалки.  30 августа 2017 года в  адрес Министерства поступил ответ, в котором администрация гарантировала  ликвидировать свалку до 15 сентября 2017  года.   Свалка в указанный срок не была ликвидирована, в связи с чем Министерство повторно  направило  письмо о принятии мер по ликвидации свалки. До настоящего времени свалка не ликвидирована.

Просили признать незаконным бездействие  администрации МО «Барышский район», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, возложить на административного ответчика обязанность ликвидировать указанную несанкционированную свалку и произвести рекультивацию загрязненной территории.

Определением суда от 24 декабря 2018 года произведена замена административного истца Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на его правопреемника Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» не соглашается с выводами суда, решение суда считает незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в суде первой инстанции. Ссылаясь на Федеральный закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон  «Об отходах производства и потребления» указывает, что с 1 января                   2016  года осуществление полномочий в области обращения отходов по утилизации отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют лишь участие.

Кроме того, *** является частным. Уборка свалки на указанном земельном участке должна быть обеспечена либо собственником, либо иным правообладателем. Судом необоснованно не была запрошена информация о правообладателе указанного земельного участка.

Полагает, что администрация МО «Барышский район» не может являться надлежащим ответчиком, поскольку  не является хозяйствующим субъектом, а является органом управления, осуществляющим лишь участие в организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования и не может являться надлежащим объектом указанного правонарушения. Сама же администрация МО «Барышский район», не являясь хозяйствующим субъектом, не может заниматься непосредственно сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и иным обращением с отходами. Ни свалка, ни земельный участок не находятся в муниципальной собственности, в реестре муниципального имущества не числятся.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Горкомхоз» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание кроме представителей администрации                                 МО «Барышский район»  и ООО «Горкомхоз»,  другие лица,  участвующие в деле,  не явились, извещены надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что в ходе рейдового мероприятия, проведенного 2 августа 2017 года Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, была выявлена свалка бытовых отходов на открытом грунте. Данная свалка находится на территории Барышского городского поселения по адресу ***.  Территория захламлена бытовыми  отходами, мусором, строительными отходами, отработанными шинами, срезками веток кустарника, картонными коробками, старыми досками, битым стеклом, старым утеплителем старой мебелью, пластиковыми и стеклянными бутылками, пищевыми отходами. Размеры загрязненной территории: примерно около 300 кв.м, объем примерно более                  80 куб. м.

Письмом от 07 августа 2017 года Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области предложило администрации                      МО «Барышский район» предпринять меры для ликвидации указанной несанкционированной свалки в срок до 1 сентября 2017 года.

В ответе от 30 августа 2017 года администрация МО «Барышский район»  гарантировала выполнить работы по ликвидации свалки в срок до 15 сентября    2017 года.

После этого еще дважды: 25 сентября 2017 года и 07 июня 2018 года проводились рейдовые мероприятия, в результате которых установлено, что свалка не ликвидирована, её объем увеличивается.

3 ноября 2017 года в адрес администрации МО «Барышский район» было вновь направлено письмо, на которое она не отреагировала, а 20 июля 2018 года  административный истец обратился в суд.  

Собственник несанкционированной свалки на день рассмотрения дела по существу не установлен.

Удовлетворяя требования  Министерства  природы и цикличной экономики Ульяновской области, суд первой инстанции, установив, что образование несанкционированной свалки допущено на земельном участке, вверенном органам местного самоуправления, пришел к выводу о том, что неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и согласуются с нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №  52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 №  607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

В силу пункта  1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», действующего на момент возникновения спорных правоотношений, к полномочиям органов местного самоуправления  городских поселений в области обращения с отходами  отнесено, в числе прочего, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. В редакции, действующей на момент вынесения решения суда, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.

В соответствии с  Правилам благоустройства на территории МО «Барышское городское поселение», утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования «Барышское городское поселение» от 26 апреля           2010 года № 27/141-1 физические и юридические лица независимо от их
организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и
качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве
собственности или ином вещном праве земельных участков и
прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и порядком сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, утвержденных решением Совета депутатов поселения.

Организацию уборки иных территорий осуществляет администрация муниципального образования по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования  (п. 3.3).

В соответствии со статьями 6 и 133 Федерального закона от 24.06.1998                     № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области № 50-ОД от 28.12.2017 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области.  В разделе 6 указанного Приказа  определены места сбора и накопления отходов на территории Ульяновской области. В приложении 9 содержится Реестр мест несанкционированного складирования ТКО на территории Ульяновской области. При этом несанкционированная свалка, расположенная напротив дома ***, в указанном Реестре не поименована.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке.

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Несогласие администрации  МО «Барышский район» с решением суда с указанием на то, что между  Министерством промышленности  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  и           ООО «Горкомхоз»  3 мая 2018 года  заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными  отходами на  территории  Ульяновской области, не может повлиять на правильность выводов суда первой инстанции.

Соглашение  с третьими лицами по исполнению тех или иных обязанностей не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанностей, установленных законом. Действует с  1 января 2019 года и касается свалок, включенных в Реестр.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд возложил на администрацию МО «Барышский район»  функции хозяйствующего субъекта, хотя администрация МО «Барышский район» таковым не является,  на  ней  лежит обязанность лишь по организации деятельности по обращению с отходами, основанием для отмены решения суда не являются.

Указанная свалка  не относится к числу вновь образованных, функционирует более 3 лет, когда полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возлагались на органы местного  самоуправления. Захламление образовалось в течение длительного, неоднократного сброса бытовых отходов, которые при надлежащей организации контроля  со стороны  администрации МО «Барышский район» должны были своевременно выявляться и пресекаться.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила

решение Барышского городского  суда Ульяновской области от 25 января 2019 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район»  - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: