Судебный акт
Возврат страховых взносов
Документ от 29.03.2019, опубликован на сайте 16.04.2019 под номером 79926, 2-я гражданская, о взыскании излишне уплакченных страховых взносов, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                             Дело № 33-939/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               29 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Алякина Сергея Петровича – Денисова Максима Евгеньевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Алякина Сергея Петровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области о взыскании излишне уплаченных страховых взносов, судебных расходов – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Алякина С.П. – Денисова М.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Алякин С.П. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о взыскании излишне уплаченных страховых взносов.

Требования мотивировал тем, что в период с 13.11.2014 по 18.01.2017 он являлся индивидуальным предпринимателем, состоял на учете в качестве налогоплательщика в МИФНС России №2 по Ульяновской области, отчетность вел по общей системе налогообложения. По состоянию на 31.12.2016 у него имеется переплата по страховым взносам за 2014 и 2015 годы в сумме 219 032,13 руб.

На заявление от 18.06.2018 им 27.06.2018 получен отказ в возврате денежных средств.

Алякин С.П. полагает, что имеет право на перерасчет страховых взносов за 2014 и 2015 годы в связи с неверным их исчислением (в противоречии с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении № 27-П от 16.11.2016).

В связи с  этим истец просил взыскать с ГУ УПФ РФ в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) излишне уплаченные страховые взносы в размере 219 032,13 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Алякина С.П. – Денисов М.Е. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и подлежащим отмене в связи с неверным применением норм материального права. Не соглашается с выводом суда о необходимости подачи уточненной налоговой декларации после прекращения предпринимательской деятельности. Кроме этого, не соглашается с доводом суда о пропуске срока на обращение, поскольку о нарушении прав Алякин С.П. узнал только в мае 2018 года.

В судебное заседание не явились Алякин С.П., представители ГУ УПФ РФ в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), Межрайонной ИФНС России по Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с 13.11.2014 по 18.01.2017 Алякин С.П. являлся индивидуальным предпринимателем.

Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) была установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 14 Закона № 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 этой статьи.

Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона (пункт 1 статьи 16 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Пунктом 1 статьи 227 НК РФ установлено, что сумма налога при определении налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса, в силу которой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении № 27-П от 30.11.2016 взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Из материалов дела следует, что за 2014 и 2015 годы истцу были начислены страховые взносы в сумме 235 412,53 руб. (82 876,55 руб. за 2014 год и 152 536,90  руб. за 2015 год), что следует из сообщения ГУ УПФ РФ (л.д. 82-83). При этом расчет страховых выплат производился из суммы дохода без учета фактически произведенных расходов, то есть без учета позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении № 27-П от 30.11.2016.

Отказывая в удовлетворении требования истца, суд первой инстанции указал на преждевременность заявления истцом указанных требований, поскольку уточненная налоговая декларация до настоящего времени истцом Алякиным С.П. в налоговый орган не подана и срок для подачи уточненной налоговой декларации истцом не пропущен.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.

Как следует из части 13 статьи 26 Закона № 212-ФЗ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Применительно к части 6 статьи 27 Закона № 212-ФЗ, исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.

С заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов истец обратился в  ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в июне 2018 года. Отказ в удовлетворении его заявления имел место 27.06.2018. Из платежных документов следует, что уплата страховых взносов за 2014 год производилась Алякиным С.П.  до декабря 2015 года включительно. Уплата страховых взносов за 2015 год производилась Алякиным С.П. в течение 2015 и 2016 годов. Самые значительные суммы в погашение задолженности за 2014 и 2015 года были уплачены Алякиным С.П. в период с сентября 2015 года по август 2016 года (внесено за указанный период 227 084,55 руб.). Таким образом, предусмотренный законом 3х-летний срок со дня уплаты страховых взносов не пропущен.

В суд с настоящим истцом истец обратился 18.10.2018. О факте излишней уплаты страховых взносов истец должен был узнать со дня принятия Конституционным Судом РФ Постановления № 27-П от 30.11.2016. Таким образом, срок на обращение в суд также не пропущен истцом.  

Довод ГУ УПФ РФ в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о том, что обязательства по уплате страховых взносов выполнены Алякиным С.П. до 02.12.2016 (то есть до вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда РФ № 27-П, следовательно, он не имеет права на возврат излишне уплаченных страховых взносов,  является ошибочным.

Согласно положениям статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом истолковании, не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолкованием.

Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом в этом постановлении истолкованием.

Таким образом, данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном постановлении толкование нормативных положений является обязательным, в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению, в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого постановления (поскольку этим постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование этих норм в их взаимосвязи).

Расчет страховых выплат, которые дожжен был уплатить Алякин С.П. с учетом позиции Конституционного суда РФ, выглядит следующим образом. 

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2).

Согласно налоговой декларации Алякин С.П. уплачивал налог на доходы физических лиц.

За 2014 год его доход от предпринимательской деятельности составил 8 311 288,14 руб. (л.д. 21). Сумма фактически произведенных расходов составила 8 264 574,85 руб.  Таким образом, размер дохода для исчисления страховой выплаты составляет  – 46 713,29 руб., то есть менее 300 000 руб.  Фиксированный размер страховой выплаты за 2014 год составлял  17 328,48 руб.

В соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ  в случае, если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов на основании части 6 настоящей статьи, осуществлялась соответствующая деятельность, такие плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность. За неполный месяц соответствующей деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Сам истец рассчитал указанную сумму за 2 месяца.

17 328,48 руб. : 12 мес. х 2 мес. = 2888,08 руб. – размер страхового взноса за 2014 год. судебная коллегия соглашается с данным расчетом.

Расчет страховых взносов за 2015 года. Доход от предпринимательской деятельности составил 51 062 669,33 руб. Сумма фактически произведенных расходов – 50 782 273,49 руб. Данные сведения подтверждены налоговой инспекцией (л.д. 61). Таким образом, доход для расчета страховой выплаты составил: 51 062 669,33 руб. - 50 782 273,49 руб. = 280 395,84 руб., то есть менее 300 000 руб.

Размер фиксированного платежа в 2018 года составлял 18 610,8 руб.

Таким образом, Алякин С.П. должен был уплатить страховые взносы за 2014 и 2015 годы в общей сумме: 2888,08 руб. + 18 610,8 руб. = 21 498,88 руб.

ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в отзыве на иск (л.д. 82-83) подтверждает факт уплаты Алякиным С.П. страховых взносов в сумме 235 413,68 руб. (чек на сумме 5117,38 руб., не подтвержден в счет уплаты страховых взносов).

Таким образом, Алякин С.П. имеет право на возврат излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 235 413,68 руб. -  21 498,88 руб. = 213 914,8 руб.

Возврат излишне уплаченных сумм должен производить ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), поскольку подлежащая возврату предпринимателю сумма излишне взысканного страхового взноса и пени была взыскана за 2014 - 2015 гг. В силу положений ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерациии признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового  кодекса Российской Федерации в связи с передачей

налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» именно пенсионный орган уполномочен на принятие решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов применительно к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017.

Учитывая неверное применение судом первой инстанции норм материального права, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований      Алякина С.П.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 ноября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Алякина Сергея Петровича удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в пользу Алякина Сергея Петровича излишне уплаченные страховые взносы в размере 205 677 руб., расходы по госпошлине в сумме 5256,77 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: