Судебный акт
О компенсации за лекарства
Документ от 26.03.2019, опубликован на сайте 16.04.2019 под номером 79846, 2-я гражданская, О признании бездействия по отказу в выписке лекарственного средства незаконным, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного средства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецов И.В.                                                                       Дело № 33-1388/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  26 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения здравоохранения «Чердаклинская районная больница» и Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 12 декабря 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов несовершеннолетнего Л*** С*** Е***, Лазуткиной Ольги Николаевны удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие государственного учреждения здравоохранения «Чердаклинская районная больница», выразившееся в отказе выписать ребенку-инвалиду Л*** С*** Е***, *** года рождения рецепты на лекарственное средство «***» («***») в период с октября 2017 по январь 2018 года.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Чердаклинская районная больница» в пользу Лазуткиной Ольги Николаевны денежные средства в размере 44685 руб. на приобретение лекарственного средства «***» («***») в период с октября 2017 по январь 2018 года.

В удовлетворении остальной части иска прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов Л*** С*** Е***, Лазуткиной Ольги Николаевны отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя ГУЗ «Чердаклинская районная больница» Матренина С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Лазуткиной О.Н., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов несовершеннолетнего Л*** С.Е., обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Чердаклинская районная больница» о признании бездействия по отказу в выписке лекарственного средства незаконным, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного средства.

Требования мотивировал тем, что Л*** С.Е., *** года рождения является инвалидом детства, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Чердаклинская РБ» с диагнозом «***» (***), и имеет право на льготное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами. В период с 14.09.2017 по 21.10.2017 находился на стационарном лечении в *** «О*** д*** к*** б*** № *** г. В*** где ему 16.09.2017 проводилось оперативное лечение: ***, а также обследования: компьютерная томография *** (14.09.2017, 19.09.2017, 17.10.2017), компьютерная томография *** (14.09.2017, 14.10.2017, 17.10.2017), электроэнцефалография (28.09.2017), общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимическое исследование крови и иные. По результатам прохождения лечения и выписки пациента ему был рекомендован по жизненным показаниям длительный прием *** терапии, в том числе «***» *** мг 2 раза в сутки, с применением которого ребенок также проходил лечение в названном медицинском учреждении. В октябре 2017 года Лазуткина О.Н. обратилась в ГУЗ «Чердаклинская РБ» к врачу-педиатру Октябрьской участковой больницы с вопросом о назначении Л*** С.Е. ранее рекомендованного ему препарата «***» («***»), на что ей лечащим врачом М*** Е.Н. было отказано в выписке рецепта на льготное обеспечение названным лекарственным препаратом, несмотря на наличие рекомендаций специалистов указанного выше медицинского учреждения, прохождение ребенком полного обследования и уже примененное к нему лечение названным лекарственным препаратом. В связи с необоснованным отказом ГУЗ «Чердаклинская РБ» в выписке Л*** С.Е. рецептов на льготное получение названного лекарственного препарата и несвоевременным обеспечением ребенка бесплатно данным лекарственным средством с одной стороны и необходимостью его применения на постоянной основе непосредственно после выписки Л*** С.Е. со стационарного лечения с другой мать Л*** С.Е. – Лазуткина О.Н. за счет собственных средств приобретала названный лекарственный препарат в период с октября 2017 года по февраль 2018 года за 53 846 руб. После неоднократных обращений Лазуткиной О.Н. в ГУЗ «Чердаклинская РБ» лечащим врачом Л*** С.Е. в феврале 2018 года был назначен к приему лекарственный препарат «***» («***») по тем же рекомендациям (*** мг 2 раза в сутки), что и специалистами *** «О*** д*** к*** б*** № ***» и выписан рецепт на льготное получение лекарственного средства «***» («***»). В аналогичных дозировках лечащим врачом ГУЗ «Чердаклинская РБ» рецепты на названный препарат Л*** С.Е. выписывались 03.02.2018, 09.03.2018, 04.04.2018, 07.05.2018, 16.05.2018, 04.06.2018, 06.07.2018, 06.08.2018, 04.09.2018.

Просил признать незаконным бездействие ГУЗ «Чердаклинском РБ», выразившееся в отказе выписать ребенку-инвалиду Л*** С.Е., *** года рождения, рецепты на лекарственное средство «***» («***») в период с октября 2017 года по февраль 2018 года, взыскать с ГУЗ «Чердаклинском РБ» в пользу Лазуткиной О.Н. денежные средства в размере 53 846 руб. на приобретение лекарственного средства «***» («***») в период с октября 2017 года по февраль 2018 года.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что за назначение, дозировку препарата несет ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производится в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Ссылаясь, на нормативно правовые акты настаивает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами осуществляется только на основании выписанных в установленном порядке рецептов и соответственно прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Полагает, что оснований для выписки Л*** С.Е. данного лекарственного препарата лечащим врачом ГУЗ «Чердаклинская РБ» не имелось. В период с октября 2017 года по январь 2018 года лечащим врачом ГУЗ «Чердаклинская РБ» Л*** С.Е. по медицинским показаниям лекарственный препарат не назначался, назначение *** «О*** д*** к*** б*** № ***» носит рекомендательный характер. Кроме того, отмечает, что обязательство по возмещению Лазуткиной О.Н. денежных средств у ГУЗ «Чердаклинская РБ» также не возникало, поскольку Лазуткина О.Н. приобрела указанный лекарственный препарат по своему усмотрению.

В апелляционной жалобе ГУЗ «Чердаклинская районная больница» также не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на приказ Минздрава России от 18.09.2006 №665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно- профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» и от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», согласно которым обеспечение и выписка лекарственных препаратов производится по международному непатентованному названию. Ссылается на ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Между тем назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. При этом отмечает, что суд дал неверную оценку, тому обстоятельству, что в настоящий момент Стандарт первичной медико - санитарной помощи детям при *** в амбулаторных условиях уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не утвержден. Необоснованна по мнению автора жалобы ссылка суда на то, что в отношении заболевания Л*** С.Н. Приказом Минздрава России от 29.12.2012 №1697н утвержден Стандарт первичной медико- санитарной помощи детям при ***, которым для лечения предусмотрен лекарственный препарат ***, поскольку указанный Стандарт определяет порядок оказания медицинской помощи детям при *** только в условиях стационара, а не амбулаторно.

Также указывает, что в соответствии с пунктом 2 Приказа Минздрава от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Добавляет, что федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что обязанность по организации своевременного квалифицированного обследования и лечения пациента возложена также на лечащего врача. Обращает внимание, что доказательств того, что Л*** С.Е. однозначно нуждался в применении лекарственного препарата *** в период времени с октября 2017 года по январь 2018 года в материалы дела не представлено. Считает, необоснованным вывод суда о том, что пациенту Л*** С.Е. назначение лекарственного препарата в спорный период было необходимым, поскольку согласно нормам действующего законодательства решение о необходимости назначения того или иного лекарственного препарата может принимать только лечащий врач - в данном случае участковый врач-педиатр М*** Е.Н., однако в рассматриваемом случае этого принято не было. В поддержании своих доводов ссылается на вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18.09.2018, которое имеет преюдициальное значение. Полагает, что судом должная оценка данным обстоятельствам не дана, а в основу решения положено неверное толкование норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, Лазуткина О.Н. просят оставить решение суда без изменения, а жалобы – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Л*** С.Е., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГУЗ «Чердаклинская РБ» с диагнозом: «***» (***), и имеет право на льготное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами.

В период с 14.09.2017 по 21.10.2017 Л*** С.Е. находился на стационарном лечении в Б*** «О*** д*** к*** б*** № *** г.В***, где ему 16.09.2017 проводилось оперативное лечение: ***. По результатам прохождения лечения ему был рекомендован по жизненным показаниям длительный прием ***, в том числе, «***» *** мг 2 раза в сутки.

24.10.2017 законный представитель несовершеннолетнего Лазуткина О.Н. обратилась в ГУЗ «Чердаклинская РБ» к участковому врачу-педиатру Октябрьской участковой больницы ГУЗ «Чердаклинская РБ» М*** Е.Н. с вопросом о назначении Л*** С.Е. ранее рекомендованного ему препарата «***» («***»). Лечащим врачом М*** Е.Н. рецепты на данный препарат Л*** С.Е. выписывались только с 03.02.2018.

Полагая права Л*** С.Е. нарушенными, прокурор, действуя в его интересах, обратился в суд с настоящим иском.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и такое заболевания, как «***» с предоставлением бесплатно всех необходимых лекарственных средств.

Удовлетворяя исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетнего Л*** С.Е. к ГУЗ «Чердаклинская РБ» в части признания незаконным бездействие ГУЗ «Чердаклинская районная больница», выразившееся в отказе выписать ребенку-инвалиду Л*** С.Е., *** года рождения, рецепты на лекарственное средство «***» («***») в период с октября 2017 по январь 2018 года, взыскании с ГУЗ «Чердаклинская РБ» компенсации на приобретение лекарственного средства «***» («***») в период с октября 2017 по январь 2018 года в размере 44685 руб., суд первой инстанции учел положения Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

В силу п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России (п.2.3).

Назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, осуществляется в соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (далее - Порядок).

Согласно п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

В соответствии с пунктами 30 и 34 Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании первичной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе льготным категориям граждан, осуществляется исходя из тяжести и характера заболевания пациента либо единолично лечащим врачом в случаях типичного течения заболевания, либо по согласованию с врачебной комиссией - в случаях нетипичного течения заболевания, наличия осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний и других случаях.

Из материалов дела следует, что на основании выписного эпикриза *** «О*** д*** к*** б*** № ***» г. В*** Л*** С.Н. по результатам прохождения лечения и выписки пациента был рекомендован по жизненным показаниям длительный прием противосудорожной терапии, в том числе препарата «***» *** мг х 2 раза в сутки.

В силу ст. 37 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 55-ФЗ) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно Стандарту специализированной медицинской помощи детям при ***, утвержденному Приказом Минздрава России от 29.12.2012 №1697н, в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения включен препарат ***.

Данный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р, а на 2018 год - распоряжением Правительства РФ № 2323-р от 23 октября 2017 года.

Как установлено судом, указанный препарат применялся Л*** С.Е. при стационарном лечении в *** «О*** д*** к*** б*** ***» г.В***, а также был рекомендован ему при выписке в течение длительного времени. При обращении Лазуткиной О.Н. к участковому педиатру в ГУЗ «Чердаклинская районная больница» М*** Е.Н. и предоставлении ей выписного эпикриза Л*** С.Е. из *** «О*** д*** к*** б*** № ***» г. В***, в выписке рецепта на лекарственный препарат *** было отказано. После неоднократных обращений законного представителя истца, рецепт на приобретение лекарственного препарата *** (торговое наименование «***») был выписан ему только 03.02.2018. В период с октября 2017 по январь 2018 года данный лекарственный препарат приобретался Лазуткиной О.Н. за счет собственных денежных средств, на что было затрачено 44685 руб.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался п. 5 ч. 1 ст. 29, ч. 5 ст. 37, ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.ст. 6.1, 6.2 Закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и пришел к правомерному выводу о незаконности бездействия ГУЗ «Чердаклинская районная больница», выразившегося в отказе в период с октября 2017 по январь 2018 года выписать ребенку-инвалиду Л*** С.И. рецепты на лекарственное средство «***» («***»), которое было рекомендовано ему по медицинским показаниям для постоянного применения.

Доводы жалобы ответчика и Министерства здравоохранения Ульяновской области об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета предполагает обеспечение препаратами на основании рецепта, выданного лечащим врачом, с учетом нуждаемости и объема необходимого инвалиду лекарственного препарата.

Обязанность по бесплатному обеспечению ребенка-инвалида лекарственными препаратами возникает у Министерства здравоохранения Ульяновской области только при наличии у него выписанного в установленном законом порядке лечащим врачом рецепта на получение бесплатного лекарственного препарата. Рецепт является подтверждением назначения врачом необходимого лекарственного препарата, его дозировки и количества.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Принимая во внимание, что по медицинским показаниям Л*** С.Е. должен принимать «***» ежедневно, учитывая, что лечащим врачом ему отказано в выписке рецепта на данный препарат в период с октября 2017 по январь 2018 года, законным представителем истца Лазуткиной О.Н. были понесены самостоятельные расходы на его приобретение в размере 44685 рублей, суд правильно пришел к выводу о взыскании понесенных истцом расходов с ГУЗ «Чердаклинская районная больница».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционных жалоб о незаконности оспариваемого решения являются необоснованными, поскольку в судебном заседании было установлено, что рецепты на бесплатное получение лекарственного средства *** не были выписаны истцу лечащим врачом ГУЗ «Чердаклинская районная больница» при наличии медицинских показаний на применение указанного препарата. При этом согласование на применение препарата Л*** с врачом-*** не требовалось, поскольку данный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год и 2018 год.

Иные доводы апелляционных жалоб также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 12 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Государственного учреждения здравоохранения «Чердаклинская районная больница» и Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                      Судьи