Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 26.03.2019, опубликован на сайте 16.04.2019 под номером 79842, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и понуждении к назначению пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Берхеева А.В.                                                              Дело № 33-1307/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  26 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Кезиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонного) на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 декабря 2018, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования Павловой Ирины Владимировны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) включить Павловой Ирине Владимировне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» периоды ее работы в акционерном обществе «***» с 10.10.1994 по 31.03.1995 в качестве ***, с 01.04.1995 по 19.11.1997 в качестве ***), с 20.11.1997 по 28.02.2003 в качестве ***, с 01.03.2003 по 29.10.2004 в качестве ***.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) назначить Павловой Ирине Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с 14 апреля 2018 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Павловой И.В., ее представителя Медянцевой Т.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Павлова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (Далее- ГУ-УПФР в г.Димитровграде) о включении периодов работы в трудовой стаж, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии.

В обоснование требований указала, что она 30 марта 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 ч.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013. Решением ответчика № *** от 07.05.2018 ей было отказано в назначении данного вида пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полагает отказ незаконным.

Ответчик при определении права на пенсию не включил в стаж на соответствующих видах работ периоды работы с 10.06.1991 по 30.09.1994 в качестве ***, с 01.10.1994 по 31.03.1995 в ***, с 01.04.1995 по 19.11.1997 в качестве ***, с 20.11.1997 по 28.02.2003 в качестве ***, с 01.03.2003 по 29.10.2004 в качестве ******. В обоснование отказа указал, что работа в указанные периоды с радиоактивными веществами на исследовательском атомном реакторе не подтверждена.

Ее работа в условиях радиационной вредности подтверждается льготно-уточняющей справкой №*** от 05.02.2018, выданной ГНЦ НИИАР, Положением об отделе радиационной безопасности, о лаборатории методик и средств радиационного контроля ОРБ, о группе разработки программных средств радиационного контроля лаборатории СРК ОРБ; должностными инструкциями; картой №*** специальной оценки условий труда инженера-программиста 1 категории, картой №*** специальной оценки условий труда ведущего инженера-программиста, санитарно-эпидемиологическими заключениями на здания №№ 103, 106, 117, 118, 170, 180.

Также ее работа в условиях радиационной вредности подтверждена данными об индивидуальных эффективных дозах облучения.

Просила обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 10.06.1991 по 11.10.1992 в качестве *** с 10.10.1994 по 31.03.1995 в качестве ***, 01.04.1995 по 19.11.1997 в качестве *** с 20.11.1997 по 28.02.2003 в ***; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.2 ч.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 с 14.04.2018.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде не соглашается с решением суда, просит его отменить как постановленное с существенным нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что согласно разделу XXXII (позиция 23302000-17541) Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, правом на досрочное назначение пенсии пользуются рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте технологического оборудования в этих условиях на предприятиях, в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских и опытно-конструкторских организациях. Обязательным условием предоставления пенсионных льгот по указанной позиции является занятость работников непосредственно с радиоактивными веществами (определенной активности на рабочем месте), что должно подтверждаться соответствующими документами, к числу которых относятся: должностные инструкции, санитарный паспорт на право работы с источниками ионизирующего излучения, приказы о допуске к работам с радиоактивными веществами, санитарно-эпидемиологическое заключение, документы о закреплении за определенным участком работ, журнал учета (передачи) радиоактивных веществ, документы о замерах активности радиоактивных веществ на рабочем месте, другие документы, из содержания которых можно установить требуемые сведения. По результатам проведенной пенсионным органом документарной проверки не усматривается постоянная занятость истца на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ. Санитарно-эпидемиологическое заключение от 13 июля 2007 года удостоверяет, что работы с закрытыми и открытыми источниками ионизирующего излучения ФГУП «ГНЦ НИИАР» (реакторный исследовательский комплекс) в здании 106 соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Отмечает, что документов, подтверждающих постоянную занятость истца на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивного вещества радия 226 представлено не было. Поясняет, что после проведения документарной проверки работодатель истца согласился с выводами пенсионного органа, о чем свидетельствует подписи в акте №*** от 12.04.2018. Обращает внимание, что индивидуальные сведения на истца были представлены работодателем в спорные периоды «общими условиями». Просит учесть, что АО «ГНЦ НИИАР» не представляет в пенсионный орган с 2007 года перечень льготных профессий. Полагает, что при таких обстоятельствах оснований для установления досрочной пенсии Павловой И.В. не имеется.

В возражениях на жалобу АО «ГНЦ НИИАР», Павлова И.В. просят решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

 

Представитель ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, 30 марта 2018 года Павлова И.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде от 07 мая 2018 года Павловой И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 2 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ по Списку №2 в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Продолжительность страхового стажа Павловой И.В. на дату обращения определена ответчиком 26 лет 5 месяцев 8 дней, специального стажа – не установлено.

При этом в специальный стаж истца пенсионным органом не засчитаны периоды работы с 10.06.1991 по 30.09.1994 в качестве ***, с 01.10.1994 по 31.03.1995 в качестве ***, с 01.04.1995 по 19.11.1997 в ***, с 20.11.1997 по 28.02.2003 в качестве ***, с 01.03.2003 по 29.10.2004 в качестве ***, ввиду отсутствия документального подтверждения занятости Павловой И.В. на работах с радиационными веществами активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ радию 226.

Полагая незаконным отказ в зачете в специальный стаж по Списку № 2 указанных выше периодов работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, Павлова И.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Павловой И.В., суд первой инстанции правильно исходил из того, что все спорные периоды работы истца в АО ГНЦ НИИАР подлежат зачету в специальный стаж по Списку № 2 и дают истцу право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ.

Оснований не соглашаться с выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (ч. 4 ст. 30).

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Подпунктом «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Разделом XXXII «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений и бериллием» (23300000) Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, предусмотрено, что право на досрочное назначение страховой пенсии имеют рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте технологического оборудования в этих условиях (позиция 23302000-17541).

Согласно п. 2 постановления Кабинета Министров от 26 января 1991 года №10 применение Списков № 1 и № 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Пунктом 6 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемых по результатам специальной оценки условий труда, то есть объем предоставляемых компенсаций поставлен в зависимость от установленной по результатам специальной оценки условий труда степени вредности условий труда.

Как указано в Положении об отделе радиационной безопасности, ОРБ является самостоятельным производственно-технологическим подразделением НИИАР, основными задачами отдела являются: организация и осуществление контроля за соблюдением норм и правил при работе с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений с целью предотвращения или уменьшения вредного воздействия ионизирующих излучений на персонал в соответствии с ***-***, действующими правилами, положениями и инструкциями; совершенствование средств и методов радиационного контроля и КГО; организация сбора и анализа информации о радиационных параметрах всех объектов института; разработка способов и средств управления радиационной обстановкой в институте и окружающей среде. Функциями отдела являются: контроль мощности дозы и плотности потоков ионизирующих излучений на рабочих местах, на поверхностях технологического оборудования, в местах сбора и хранения радиоактивных отходов, на территориях объектов; контроль уровней радиоактивного загрязнения поверхностей помещений, оборудования, транспортных средств, спецодежды и других средств индивидуальной защиты, кожных покровов, личной одежды персонала, территорий объектов; контроль за радиационной обстановкой при сборе, временном хранении, удалении и обезвреживании твердых, газообразных и жидких радиоактивных отходов; контроль за состоянием РБ при получении, хранении, транспортировке радиоактивных веществ; контроль индивидуальных доз внешнего и внутреннего облучения персонала; контроль проведения радиационно-опасных работ; участие в оценке радиационной обстановки в случае радиационной аварии; участие в разработке и внедрении новых методик радиационного контроля автоматизированных систем сбора, обработки, хранения и использования результатов и прочее.

После переименования с 01.09.2015 отдела радиационной безопасности в управление радиационной безопасности основные задачи и функции не изменились.

В структуру ОРБ входит лаборатория методик и средств радиационного контроля. Согласно Положению о лаборатории, она размещается в помещениях зданий ***. Основными задачами лаборатории являются разработка и внедрение методик и средств измерений радиационных параметров; изучение возникновения и распространения радиоактивности на территории института; разработка и модернизация автоматизированных средств и систем радиационного контроля установок, процессов и прочее.

В структуру лаборатории входит группа ***, где работала истица. Основными задачами группы являются разработка, внедрение и модернизация программных средств измерительно-информационных систем дозиметрического и технологического радиационного контроля на исследовательских реакторах, комплексах защитных камер, установках и комплексах по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и отходами. Работа проводится в зоне источников ионизирующих излучений во вредных условиях труда. В группу входит в том числе ***.

Должностной инструкции *** в редакции 2001 года предусмотрено, что обязанностями ведущего инженера -программиста группы разработки программных средств радиационного контроля является обеспечение совершенствования существующих, разработка и внедрение новых программных средств автоматизированных систем и приборов радиационного контроля; участие в наладке и вводе в эксплуатацию новых и модернизации и адаптации существующих средств и систем радиационного контроля, соблюдение радиационной безопасности, техники безопасности и промышленной санитарии, охраны труда и обеспечение пожарной безопасности на своем рабочем месте и подчиненного персонала, соблюдение режима секретности, сохранение служебной и коммерческой тайны и прочее.

Как пояснила Павлова И.В. в суде апелляционной инстанции, в соответствии со своими должностными обязанностями она занята на работах по обеспечению безопасности радиационного контроля, который включает работу с открытыми источниками ионизирующего излучения.

При разрешении спора суд обоснованно принял во внимание льготно-уточняющую справку, выданную истице АО «ГНЦ НИИАР» 05.02.2018, из которой следует, что Павлова И.В. в период с 01.10.1994 занимала должность *** с 01.04.1995 - ***, с 20.11.1997 - ***, с 01.03.2003 - *** (Список № 2, раздел XXXII, подраздел 02, позиция 23302000-17541).

Согласно карте специальной оценки условий труда *** *** от 16.11.2017 года общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса составляет 3.1, в том числе по ионизирующим излучениям -3.1. Должность отнесена к персоналу группы «А». Условия труда инженера-программиста 1 категории соответствуют условиям, определенным кодом позиции 23302000-17541 подраздела 2 раздела XXXII Списка № 2.

Из карты специальной оценки условий труда ведущего инженера-программиста отдела систем радиационного контроля УРБ № *** от 16.11.2017 года следует, что общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса составляет 3.2, в том числе по ионизирующим излучениям -3.2. Должность отнесена к персоналу группы «А». Условия труда ведущего инженера-программиста соответствуют условиям определенным кодом позиции 12201000-17541б подраздела 1 раздела XXII Списка № 1.

Из материалов дела следует, что за все спорные периоды работы истицы работодатель представлял в отношении Павловой И.В. сведения с указанием кода «особые условия труда». Павловой И.В. была установлена надбавка за работу в тяжелых условиях труда, весь период работы она пользовалась правом на предоставление дополнительного отпуска.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что определение характера условий труда работника относится к прерогативе работодателя, который в силу положений ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об условиях труда работников.

Вопреки доводам жалобы то обстоятельство, что после проведения ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде документарной проверки работодатель представил в отношении истца корректирующую форму, где сведения о работе Павловой И.В. квалифицировал «общими условиями» труда, не опровергает выводы суда о характере работы истицы, который установлен судом на основании совокупности собранных по делу доказательств.

Удовлетворяя требования Павловой И.В. о назначении досрочной страховой пенсии по Списку № 2 в связи с постоянной занятостью на работах с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ, суд первой инстанции правомерно сослался на карты аттестации от 16.11.2017 года рабочего места ***, согласно которым должность отнесена к персоналу группы «А», условия труда соответствуют условиям, определенным кодом позиции 23302000-17541 подраздела 2 раздела XXXII Списка № 2 и кодом позиции 12201000-17541б подраздела 1 раздела XXII Списка № 1 соответственно.

Кроме того, материалами дела подтверждено, что с 2001 года по 2004 год Павлова И.В. состояла на групповом дозиметрическом контроле. Индивидуальная эффективная доза облучения истицы за указанный период составляет 1,10 мЗв.

При таких обстоятельствах выводы суда о включении в специальный стаж истицы по Списку № 2 спорных периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонного) - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: