Судебный акт
О компенсации морального вреда
Документ от 26.03.2019, опубликован на сайте 12.04.2019 под номером 79841, 2-я гражданская, о взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шестаева Н.И.                                                                      Дело № 33-1289/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  26 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Миленькова Сергея Викторовича на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 декабря 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования Ибраевой Светланы Аркадьевны удовлетворить частично.

Взыскать с Миленькова Сергея Викторовича в пользу Ибраевой Светланы Аркадьевны в возмещение компенсации морального вреда денежные средства в сумме 300 000 рублей.

Взыскать с Миленькова Сергея Викторовича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Миленькова С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ибраева С.А. обратилась в суд с иском к Миленькову С.В. о компенсации морального вреда, причиненного вследствие дорожно-транспортного происшествия.

Исковые требования мотивированы тем, что ***. около 22 часов Володин С.А., управляя транспортным средством «Рено-Премиум ***» государственный регистрационный знак *** с полуприцепом фургоном Кроне ***, государственный регистрационный знак *** на 148 км +850 м автодороги Саранск-Ульяновск, совершил наезд на пешехода И*** А.Н., который от полученных телесных повреждений скончался. И*** А.Н. является её сыном. На момент ДТП Володин С.А. состоял в трудовых отношениях с Миленьковым С.В., который также является собственником указанных транспортных средств. В возбуждении уголовного дела в отношении Володина С.А. 02.06.2018 отказано, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Просила взыскать с Миленькова С.В. в её пользу компенсацию морального вреда в размере 2 000 000 рублей.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Миленьков С.В. просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обосновании жалобы указывает, что суд в достаточной мере не принял во внимание, что заявленные исковые требования о компенсации морального вреда обоснованы лишь только смертью сына в результате ДТП, а также не применил нормы материального права, которые регулируют правоотношения при компенсации морального вреда, причиненного непосредственно здоровью лица, заявляющему требования о возмещении морального вреда. Отмечает, что никаких доказательств в обоснование заявленных исковых требований со стороны истицы представлено не было. Полагает, что сам факт родственных отношений безусловным основанием для удовлетворения исковых требований являться не может и требуется установление ряда существенных обстоятельств. Ссылаясь на абз. 2 ст. 151 ГК РФ, указывает, что при определении размера компенсации морального вреда судом не отражен вопрос о вине и степени вины нарушителя, отсутствует вывод о наличии вины в действиях третьего лица Володина С.А. Суд оставил без надлежащей оценки действия самого погибшего И*** А.Н., совершенные им до момента ДТП, не рассмотрел вопрос о наличии его вины и ее степени, а также проигнорировал имевшуюся причинную связь между такими действиями погибшего и возникновением вреда его здоровью, что по мнению автора жалобы является не только основанием для уменьшения размера возмещения вреда, но и освобождения от возмещения морального вреда в полном объеме. Обращает внимание, что ДТП произошло из-за умышленных противоправных действий на проезжей части дороги до момента ДТП самого погибшего И*** А.Н., который в состоянии сильного алкогольного опьянения создал на трассе аварийную ситуацию, оказался в темное время суток вне населенного пункта на проезжей части дороги, в одежде без светоотражающих элементов, что является правовым основанием для освобождения владельца источника повышенной опасности от обязанности возместить моральный вред, причиненный жизни потерпевшего в результате рассматриваемого события.

Истица, третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причиненных физических и нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости и иные заслуживающие внимание обстоятельства (ст. 150 названного Кодекса).

В соответствии со ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности.

На основании п. 1 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Как установлено судом и следует из материалов дела, *** около 22 часов водитель Володин С.А., управляя транспортным средством «Рено-Премиум ***», гос.рег.знак ***, с полуприцепом фургоном Кроне ***, гос.рег.знак ***, на 148 км +850 м автодороги Саранск-Ульяновск, совершил наезд на пешехода И*** А.Н., который от полученных телесных повреждений скончался на месте ДТП.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы Ульяновского областного бюро судебно-медицинской экспертизы № 240 от 22.12.2017г. на умершего И*** А.Н., у пострадавшего в ДТП И*** А.Н. выявлена ***. Характер, локализация и механизм образования повреждений не исключает возможности их причинения в комплексе одной механической травмы, а именно автомобильной травмы. Смерть И*** А.Н. наступила от ***.

*** квалифицируется как тяжкий вред, причиненный здоровью человека по признаку опасности для жизни, повлекшая за собой смерть.

При судебно-химическом исследовании крови трупа И*** А.Н. обнаружено в крови 3, 16 промилле, что соответствует тяжелой степени алкогольной интоксикации.

02.06.2018 постановлением СО МО МВД России «Карсунский» Ульяновской области отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Володина С.А. на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Собственником автомобиля «Рено-Премиум ***» гос.рег.знак *** с полуприцепом фургоном Кроне ***, гос.рег.знак ***, является Миленьков С.В.

Согласно ст. 1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В силу ст. 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано. Однако при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, виновные действия потерпевшего, при доказанности его грубой неосторожности и причинной связи между такими действиями и возникновением или увеличением вреда, являются основанием для уменьшения размера возмещения вреда. При этом уменьшение размера возмещения вреда ставится в зависимость от степени вины потерпевшего. Если при причинении вреда жизни или здоровью гражданина имела место грубая неосторожность потерпевшего и отсутствовала вина причинителя вреда, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения вреда должен быть уменьшен судом, но полностью отказ в возмещении вреда в этом случае не допускается (пункт 2 статьи 1083 ГК РФ). Вопрос о том, является ли допущенная потерпевшим неосторожность грубой, в каждом случае должен решаться с учетом фактических обстоятельств дела (характера деятельности, обстановки причинения вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего, его состояния и др.).

Суд первой инстанции правильно руководствуясь ст. ст. 151, 1079, 1064, 1083 Гражданского кодекса РФ, правомерно установил право Ибраевой С.А. на возмещение морального вреда в результате причинения вреда здоровью, повлекшего смерть ее сына И*** А.Н., от владельца источника повышенной опасности и независимо от его вины.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции правильно исходил из конкретных обстоятельств данного дела, обстоятельств произошедшего ДТП, наличия признаков грубой неосторожности потерпевшего, характера полученных И*** А.Н. травм и наступивших в результате их получения последствий (смерти потерпевшего), нравственных страданий истицы Ибраевой С.А., потерявшей близкого человека, и обоснованно, с учетом требований разумности и справедливости, определил размер подлежащей взысканию компенсации равным 300 000 рублей.

Вопреки доводам жалобы, при определении размера компенсации морального вреда судом правомерно учтено наличие грубой неосторожности И*** А.Н., в связи с чем снижен размер заявленных требований.

Ссылка в жалобе на отсутствие вины в произошедшем ДТП, нахождение пешехода в состоянии сильного алкогольного опьянения, послужившего причиной несчастного случая, учитывая, что приведенные обстоятельства судом первой инстанции приняты во внимание и расценены как обстоятельства для снижения заявленного размера денежной компенсации морального вреда, иных выводов по настоящему гражданскому делу не влечет.

Судебная коллегия с присужденным размером компенсации морального вреда соглашается, оснований для его снижения по доводам апелляционной жалобы не усматривает. Определенный судом размер компенсации морального вреда соответствует совокупности установленных по делу обстоятельств, требованиям разумности и справедливости и баланс интересов сторон не нарушает.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Миленькова Сергея Викторовича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: