Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 26.03.2019, опубликован на сайте 15.04.2019 под номером 79838, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                  Дело № 33-1253/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 26 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Кезиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 декабря 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Денисовой Валентины Григорьевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Денисову Валентину Григорьевну лекарственным препаратом «***» по рецептам от 07.09.2018 и от 03.10.2018 (8 упаковок по 100 штук).

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Денисовой Валентины Григорьевны компенсацию за приобретение лекарственного препарата «***» по рецепту от 02.11.2018 в размере 2677 руб.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Денисовой В.Г., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

Требования мотивировал тем, что истица страдает гипертонической болезнью, с поражением почек в сочетании с диабетической нефропатией, имеет право на обеспечение лекарственными препаратами «***» по рецептам от 07.09.2018, от 03.10.2018 и «***» по рецепту от 02.11.2018. Получить назначенные врачом ГУЗ «Городская поликлиника № 3» лекарственные препараты истица не могла из-за их отсутствия в аптеках АО «УльяновскФармация». Для продолжения лечения истица вынуждена была за свой счёт приобрести лекарственный препарат «***», затратив на это 2677 руб.

Просил обязать обеспечить Денисову В.Г. лекарственным препаратом «***» по рецептам от 07.09.2018 и от 03.10.2018 (8 упаковок по 100 штук) и взыскать с Министерства в пользу Денисовой В.Г. компенсацию за приобретение лекарственного препарата «***» по рецепту от 02.11.2018 в размере 2677 руб.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Ссылаясь на постановление Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П « О Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области», указывает, что вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также по отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства. Полагает, что необеспечение Денисовой В.Г. лекарственным препаратом возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям контракта. Просит учесть, что обеспечение лекарственным препаратом по рецептам, срок годности которых истек, невозможно. Считает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производится в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Денисова В.Г. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Также указывает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Обращает внимание, что обязательство по возмещению денежных средств Денисовой В.Г. в размере 2677 руб., затраченных на приобретение лекарственного препарата, у Министерства не возникло. Дополняет, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение лекарственным препаратом Денисову В.Г. в связи с завершением финансового года, не может тратить целевые денежные средства для закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий впрок.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входят неработающие инвалиды *** группы, которым все лекарственные средства, отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Денисова В.Г., *** года рождения, является инвалидом *** группы, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника № 3» Денисовой В.Г. 07.09.2018 и 03.10.2018 были выписаны рецепты серии *** на получение лекарственного препарата «***» (по 4 упаковки по 100 штук).

Однако лекарственными препаратами Денисова В.Г. не обеспечена из-за их отсутствия в аптечной сети.

Поскольку в обеспечении необходимыми для лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями истице было отказано, Денисова В.Г. вынуждена была приобрести за собственные денежные средства по кассовому чеку № 19 от 13.11.2018 лекарственный препарат «***» (1 упаковку 100 штук) на сумму 2677 руб.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Денисовой В.Г. лекарственными препаратами и взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении ее прав на бесплатную медицинскую помощь.

Указанный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 №2323-р.

Поскольку в обеспечении необходимыми для лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями истице было отказано, Денисова В.Г. вынуждена была приобретать их за собственные денежные средства. Учитывая, что расходы на приобретение медицинских препаратов истицей в ноябре 2018 года за личные денежные средства подтверждены документально, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных правовых норм обоснованно взыскал с ответчика в пользу истицы денежные средства, затраченные на приобретение медицинских препаратов в размере 2677 рублей. Размер указанных расходов ответчиком не оспаривался.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Денисовой В.Г. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Денисовой В.Г. лекарственными препаратами осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение), которое действовало на момент рассмотрения спора.

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Денисова В.Г.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи