Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 26.03.2019, опубликован на сайте 08.04.2019 под номером 79833, 2-я гражданская, об обесчечении лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                  Дело № 33-1249/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            26 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 ноября 2018 года, с учётом определения того же суда от 25 января 2019 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Клюевой Антонины Михайловны,  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Клюеву Антонину Михайловну лекарственным препаратом *** по рецептам серии *** *** от 18.06.2018, серии *** от 13.08.2018, серии *** от 18.09.2018.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Клюевой А.М., обратился в суд с  иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

Требования мотивировал тем, что проверкой установлено, что Клюева А.М наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом: ***., нуждается в обеспечении лекарственным препаратом ***, 4 таб. 3 раза в день. Однако, ежемесячные рецепты на указанный препарат, выписанные истцу лечащим врачом в установленном порядке, аптечным учреждением не обеспечивались. Так, не обеспечены аптекой АО «УльяновскФармация» рецепты на лекарственный препарат *** от 18.06.2018, 13.08.2018, 18.09.2018. Указанный препарат входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный  распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р.

Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Клюеву А.М. лекарственным препаратом *** по рецептам от 18.06.2018, 13.08.2018, 18.09.2018, и  обратить решение к немедленному исполнению в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку указанный препарат является для нее жизненно необходимым.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №4».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался спорный лекарственный препарат согласно соответствующему государственному контракту.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Полагает, что необеспечение истца спорным лекарственным препаратом по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Считает, что обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. 

Кроме того, считает, что медицинские показания истицы могут измениться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Так же полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Клюева А.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ Городская поликлиника №4 с диагнозом: ***.

18 июня, 13 августа и 18 сентября 2018 года Клюевой А.М. были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата – ***.

Рецепты были предъявлены, но в связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственного препарата истица не была обеспечена лекарственным препаратом ***.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности  по обеспечению Клюевой А.М. лекарственным препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истицы на бесплатную медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорный лекарственный препарат включен в соответствующий Перечень  лекарственных препаратов на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 23 октября 2017 №2323-р.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Клюевой А.М. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения Ульяновской области).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №145-П утверждено действовавшее на момент рассмотрения спора  Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п.1.1 названного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Из приведенных положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности  по надлежащей реализации  мероприятий, направленных на обеспечение  лекарственными препаратами  определенных групп населения, к числу которых относится Клюева А.М.

При этом оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить Клюеву А.М. лекарственным препаратом по конкретным рецептам врача.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истицы на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственным препаратом по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истице необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Клюевой А.М. лекарственным препаратом по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 ноября 2018 года, с учётом определения того же суда от 25 января 2019 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: